Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тгтггг — ту ПЕРВЫЕ дни хршттмкства. По своему обычному, способу поясненія противоположностями,
ап. Іоаннъ напечатлѣваетъ эту обязанность выясненіемъ гибель¬
ныхъ послѣдствій,, ненависти, въ примѣръ которой онъ беретъ
Каина,г какъ;- перваго и худшаго человѣкоубійцу. Примѣръ этотъ
былъ .особенно примѣнимъ здѣсь, потому что убійство это было
лишь, созрѣвшій плодъ тайной зависти, возникшей вслѣдствіе
одобренія Богомъ добрыхъ дѣлъ въ другомъ. Онъ такимъ обра¬
зомъ былъ вполнѣ пригоденъ для указанія сущности ненависти
міра къ церкви, и для объясненія того факта, что ненависть при¬
надлежитъ къ міру, т. е. къ области сатаны и тьмы, и должна
поэтому быть совершенно исключена изъ царства свѣта и Христа.
Пусть церковь не будетъ также подобна Каину, какъ подобенъ
ему міръ. Ненависть означаетъ смерть, а мы перешли отъ смерти
въ жизнь, какъ показываетъ наша любовь въ братьямъ ‘,4). Съ
другой стороны, если мы еще ненавидимъ, хотя и называемъ себя
христіанами, то мы еще въ смерти. Всякая ненависть есть убій¬
ство въ возможности; она убійство въ неразвившейся формѣ; а
убійцу невозможно представить себѣ имѣющимъ въ себѣ ту ду¬
ховную жизнь, которая одна только и соотвѣтствуетъ употребле¬
нію ап. Іоанномъ слова „вѣчный". Переходя отъ отрицательнаго
поясненія къ положительному, онъ продолжаетъ: „Любовь познали мы въ томъ, что Онъ положилъ за насъ душу
свою: и мы должны полагать души свои за братьевъ. А кто
имѣетъ достатокъ въ мірѣ, но, видя брата своего въ нуждѣ, за¬
творяетъ отъ него сердце свое и*): какъ пребываетъ въ томъ лю¬
бовь Божія? Дѣти мои! станемъ любить не словомъ или язы¬
комъ 57е), но дѣломъ и истиною* вгг) (ш, 16—18). Каинъ сдѣлался предметомъ ужаснѣйшаго предостереженія
противъ ненависти. Въ соотвѣтствіе ему могъ бйть только и одинъ
примѣръ чрезвычайнаго увѣщанія къ любви, именно примѣръ Того,
кто любилъ даже враговъ своихъ и доказалъ свою любовь къ нимъ
своею смертью. Каинъ убилъ брата своего потому, что онъ нена-
видилъ его за его доброту; Христосъ умеръ за грѣшниковъ по¬
тому, что Онъ любилъ ихъ въ ихъ беззаконіи. Выраженіе „Онъ
положилъ Свою жизнь* встрѣчается только у ап. Іоанна, и онъ
особенно- любитъ его (Іоан, х, 11, 15, 17, 18; хш, 87, 88; хѵ,
13); онъ заимствуетъ его изъ бесѣдъ Спасителя, и поэтому оно
окрашено, по всей вѣроятности, еврейскими аналогіями. Если въ
немъ заключается нѣкоторое указаніе на Ис. ьш, 10, то оно за¬
ключаетъ идею положенія жизни въ качествѣ залога, ставки, воз¬
мездія. Тоже самое должны дѣлать и мы по мѣрѣ надобности.
Но какъ можетъ дѣлать это человѣкъ, который пренебрежительно или
холодно относится къ самымъ простымъ, самымъ первымъ, самымъ
: ■ ,<