Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
введеніемъ четырехъ новыхъ мыслей — о явленіи Христа, о
нашемъ дерзновеніи, о дѣланіи правды и о рожденіи отъ Бога—
всѣ указываютъ на начало новаго отдѣла. И каждая изъ этихъ
новыхъ мыслей развирается въ слѣдующемъ большомъ отдѣлѣ
посланія В65). і. Что касается „ явленія “ Христа, то этотъ терминъ, какъ
указывающій на Его возвращеніе для страшнаго суда, составляетъ
особенность ап. Іоанна и отмѣчаетъ его постоянную точку зрѣ¬
нія, что все въ божественномъ домостроительствѣ движется впе¬
редъ не внезапными переворотами, но постепеннымъ развитіемъ
согласно съ вѣчными законами. Христосъ присутствуетъ и теперь;
Его возвращеніе будетъ лишь проявленіемъ Его присутствія; и быть
можетъ сознаніе именно, что Христосъ всегда присутствуетъ съ
нами, заставило ап. Іоанна не употреблять въ другихъ мѣстахъ
слова тсароооіа въ отношеніи Его втораго пришествія, хотя тер¬
минъ этотъ весьма обыченъ у другихъ священныхъ писателей.
Только пребываніемъ въ Богѣ можемъ мы непостыдно встрѣтить
это проявленіе присутствія и съ дерзновеніемъ отвѣчать предъ пре¬
столомъ Его страшнаго суда. Такъ какъ ап. Іоаннъ уже сказалъ,
что «всякій, пребывающій въ Немъ, не согрѣшаетъ", то теперь
онъ выражаетъ туже самую мысль въ болѣе развитомъ видѣ,
говоря, что дѣланіе правды, такъ какъ Онъ праведенъ, есть
существенный признакъ рожденія отъ Него. Кто не грѣшитъ, тотъ
имѣетъ общеніе съ Богомъ. Тотъ, невинность котораго проявляется
въ праведности, можетъ быть увѣренъ, что онъ рожденъ отъ Бога.
Здѣсь точка зрѣнія евангелиста близко подходитъ къ точкѣ зрѣнія
ап. Павла, когда онъ говоритъ, что «твердое основаніе Божіе
стоитъ, имѣя печать сію: позналъ Господь своихъ; и: да отсту¬
питъ отъ неправды всякій, исповѣдающій имя Господа" (2 Тим.
хі, 19). Праведный человѣкъ поэтому есть чадо Божіе; и какую
любовь далъ намъ Отецъ небесный съ тою самою цѣлью, чтобы
мы могли называться и быть Его чадами! Ап. Іоаннъ не назы¬
ваетъ насъ „сынами* Бога, какъ дѣлаетъ это ап. Павелъ 5ее),
но „чадами", потому что онъ считаетъ это сыновство менѣе усы¬
новленнымъ и болѣе естественнымъ. Если міръ не признаетъ
этого сыновства, то мы не должны удивляться этому, такъ какъ онъ
не призналъ и сыновства Того, отъ котораго происходитъ наше
сыновство. Но есть и другая причина, почему ап. Іоаннъ назы¬
ваетъ насъ скорѣе дѣтьми, чѣмъ сынами. Это именно потому, что
слово „дѣтство" необходимо заключаетъ въ себѣ идею будущаго
возрастанія, а таково именно и есть наше истинное отношеніе
къ Богу. Мы дѣти, и болѣе этого сдѣлаемся лишь впослѣд¬