Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ.' 'АП. ІОАННА. наго; и къ юношамъ какъ достигшимъ полнаго и спокойнаго :тдр-„-
жества надъ искушеніями. Послѣ надлежащаго времени^ торже¬
ство молодаго человѣка приведетъ къ тому познанію, которымъ
обладаетъ отецъ. Общее тождество въ значеніи вторыхъ трехъ
предложеній съ первыми тремя дѣлаетъ затруднительнымъ объяс¬
неніе перемѣны во времени глагола. Оба выраженія „пишу" и
„я написалъ“ указываютъ на тоже посланіе; первое выражаетъ
настоящее намѣреніе писатели, а второе умственно опредѣляетъ
его какъ уже законченное. Оба. вмѣстѣ они придаютъ большую
выразительность его увѣщаніямъ в4'), и быть можетъ имѣлись въ
виду въ качествѣ введенія къ слѣдующему отдѣлу посланія. „Не любите міра 543), ни того, что въ мірѣ В44): кто любитъ
міръ, въ томъ нѣтъ -любви Отчей 545). Ибо все, что въ мірѣ, по¬
хоть плоти, похоть очей 54*) и гордость житейская в47), не есть
отъ Отца, но отъ міра сего. И міръ проходитъ, и похоть его, а
исполняющій волю Божію пребываетъ во вѣкъ. Дѣти! послѣднее
время в48). И какъ вы слышали, что прійдетъ антихристъ г’49), и
теперь появилось много антихристовъ: то мы и познаемъ изъ того,
что послѣднее время (2 Тим. ш, 1 и слѣд.). Они вышли отъ насъ,
но не были наши: ибо еслибы они были нащи, то остались бы съ
нами; но они вышли, и чрезъ то открылось, что не всѣ напт“ ?8Ь)
(іі, 13—19). Этимъ періодомъ начинается третій отдѣлъ разъясненій ап.
Іоанна касательно сущности и значенія „хожденія во свѣтѣ".
Какъ самое названіе свѣта напоминаетъ намъ о тьмѣ какъ его
противоположности, и какъ царство Божіе есть область свѣта,
то міръ есть область тьмы. Поэтому тотъ, кто хотѣлъ бы ходить
во свѣтѣ, долженъ вникнуть въ значеніе чэтого различія. Онъ не
долженъ любить міръ, ни тѣхъ вещей, которыя входятъ въ область
міра. Эти вещи опредѣляются съ ихъ нравственной стороны. Это
предметы чувственнаго желанія во всѣхъ его формахъ. Это пред¬
меты, которые стремятся къ услажденію плоти, т. е. всей системы
нашей животной природы, все, что стремится къ возбужденію и
поощренію грѣховъ чревоугодія, пьянства и нечистоты во всѣхъ
ихъ разнообразныхъ формахъ и степеняхъ. Это предметы, которые
удовлетворяютъ желаніе очей, — все, что стремится къ грѣхамъ
умственнаго себялюбія и безпечной эстетики (Матѳ, ѵі, 22). Это
гордость житейская—все, что стремится ко грѣхамъ пошлой вііи
ставки, эгоистической гордости, умственнаго презрѣнія, которыя:
возникаютъ изъ разсматриванія жизни не съ ея божественной и
духовной стороны (СоіІ]); но съ ея земной и внѣшней стороны-
фіое) вм). Въ языкѣ ап. Іоанна поэтому міръ (хборое) не означаете
физической вселенной, въ дѣйствительности заслуживайщей^^^