Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
®ЕРВЖБ ДЛИ АШ'І і А ШЛІЗА. поэтому не навлечетъ на себя того страшнаго приговора, который
Христосъ произнесъ надъ тѣми, кто преднамѣренно вводитъ дру¬
гихъ во грѣхъ (Матѳ, хѵш, 6). Человѣкъ, ненавидящій своего
брата, имѣетъ постоянную сферу своей жизни во тьмѣ. Свѣтъ тѣла
есть глазъ; и такъ какъ глазъ такого человѣка есть зло, то и все
его тѣло полно тьмы. Онъ всю свою жизнь будетъ спотыкаться
по пути, самая цѣль котораго неизвѣстна ему. Эти два пояснительныхъ отдѣла заканчиваются, какъ это было
и съ первымъ отдѣломъ посланія (п, 1, 2), увѣщательнымъ ‘за¬
ключеніемъ, которое впадаетъ въ ритмъ столь естественный у ап.
Іоанна: „Пишу вамъ, дѣти Е8Е); потому что ЕЗе) прощены вамъ грѣхи
ради имени Его. „Пишу вамъ, отцы; потому что вы познали Сущаго отъ на¬
чала Е87). „Пишу вамъ, юноши; потому что вы побѣдили лукаваго. Я. В38\ В39\ написалъ ) вамъ, отроки ); потому что вы познали Отца. „Я написалъ вамъ, отцы; потому что вы познали Безначаль¬
наго “. і „Я написалъ вамъ, юноши; потому что вы сильны Е4°), и слово
Божіе пребываетъ въ васъ, и вы побѣдили лукаваго" Е41) (и, 12—14). Въ этихъ словахъ ыы имѣемъ шестиричное обращеніе, въ ко¬
торомъ первыя і три предложенія вводятся настоящимъ временемъ
„пишу", а послѣднія три аористомъ „я написалъ". Нужно рѣ¬
шить первый вопросъ: имѣлъ ли въ виду апостолъ три различныхъ
возраста жизни. Если такъ, то несомнѣнно странно, что онъ по¬
ставилъ отцовъ между малыми дѣтьми и юношами. Изъ его упо¬
требленія слова „дѣти" въ другихъ частяхъ посланія (и, 1, 28)
для обозначенія всего общества христіанъ, можно съ правомъ за¬
ключить, что таково именно значеніе этого слова и здѣсь. Если
такъ, то въ первомъ изъ каждыхъ трехъ предложеній онъ увѣ-
щаваетъ христіанъ какъ общество, и въ послѣднихъ двухъ онъ спе¬
ціально говоритъ о двухъ классахъ, на которые христіане того
времени могли вообще раздѣляться, именно на отцовъ и юношей.
И дѣйствительно обращаться къ „дѣтямъ" какъ къ таковымъ
было бы несообразно съ обычаемъ того времени; да дѣти и не поняли
бы обращенной къ нимъ рѣчи; поэтому апостолъ говоритъ христіа¬
намъ вообще, что ихъ грѣхи прощены имъ, потому что всякое
обращеніе къ христіанамъ „должно предполагать христіанство въ
слушателяхъ и въ тоже время поучать"'. Отсюда онъ обращается
къ отцамъ въ средѣ христіанъ, въ буквальномъ ли смыслѣ или
въ идеальномъ, какъ къ достигшимъ истиннаго познанія Отца небес¬