Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГЛАВА XXXIV. 569 Первое соборное посланіе св. аг. Іоанна. Гдѣ любовь, тамъ и Троица. Бл. Августинъ. і А Изложенныя выше разсужденія даютъ намъ болѣе возможно¬
сти понять духъ и цѣль главнаго посланія ап. Іоанна, именно его
перваго посланія, равно какъ уяснить и тѣ обстоятельства, при
которыхъ оно было написано. Что касается цѣли, то относительно ея не можетъ быть ни¬
какихъ сомнѣній, такъ какъ ан. Іоаннъ самъ совершенно ясно
высказываетъ ее въ первыхъ четырехъ стихахъ посланія. Онъ
имѣлъ въ виду представить своимъ читателямъ свидѣтельство
касательно Слова жизни, чтобы ему и имъ можно было имѣть
общеніе другъ съ другомъ въ ихъ взаимномъ общеніи съ Отцемъ
и Его Сыномъ, и чтобы вслѣдствіе этого всѣ они могли испол¬
ниться радостью. Ту же самую цѣль онъ выражаетъ другими сло¬
вами въ концѣ посланія, говоря: „сіе написалъ я вамъ, вѣрую¬
щимъ во имя Сына Божія, дабы вы знали, что вы, вѣруя въ Сына
Божія, имѣете жизнь вѣчную“ 4В5). Раскрывая эту цѣль, онъ по¬
казываетъ, что общеніе съ Богомъ не можетъ быть безъ правед¬
ности, коренящейся въ вѣрѣ и проявляемой въ любви, и что хри¬
стіанинъ не только долженъ жить такою жизнью, но онъ и жи¬
ветъ ею, потому что рожденъ отъ Бога. Такъ ап. Іоаннъ опро¬
вергаетъ антихристіанскую ложь, которая уже распространялась
въ то время. Онъ хотѣлъ очистить души христіанъ отъ лжи, на¬
полняя ихъ истиною. Онъ пишетъ съ тою цѣлью, чтобы благо¬
даря ихъ взаимообщенію и общенію съ Богомъ и Его Христомъ,
благодаря совершенной радости, полной увѣренности въ ихъ те¬
перешнемъ обладаніи вѣчною жизнью, искушенія антихристіан¬
скаго ученія сдѣлались невозможными для душъ, наполненныхъ
любовью Христовой. Не трудно показать, что посланіе это не имѣетъ просто афо¬
ристическаго характера. Тѣ писатели, которые говорятъ, что все
въ немъ произвольно и не поддается никакимъ правиламъ искус¬
ства, очевидно не понимаютъ его значенія. Искусство въ немъ
скрыто, но оно несомнѣнно. Методъ его своеобразенъ, но въ
высшей степени замѣчателенъ. Было бы совершенно ошибочно го¬
ворить объ этомъ посланіи какъ непослѣдовательномъ; какъ сбор¬
никѣ отрывочныхъ замѣчаній касательно божественности Христа,
значенія усыновленія, любви, и краткихъ замѣтокъ о другихъ та¬
кихъ же предметахъ, какъ напр. о томъ, чтобы мы были в&*Я V' & ■ г-