Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
что о" ПЕРВЫЙ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. разрушилъ бы самую сущность своего божественнаго труда, еслибы
онъ хотѣлъ (какъ онъ, конечно, никогда и не хотѣлъ) предоста¬
вить самымъ низкимъ и яростнымъ поборникамъ партійнаго духа
право предаваться ненависти, которая, по своему характеру, наи¬
болѣе невѣжественна и менѣе всего подлежитъ оправданію. 6. Остается упомянуть еще только объ одной особенности этого
богатаго и глубокаго посланія, именно той, что хотя оно имѣетъ
вообще нравоучительный и дидактическій характеръ, однакоже не
походитъ на нравоучительный трактатъ кого бы то ни было изъ
другихъ апостоловъ. Здѣсь опять характеръ писателя находитъ
новую для себя иллюстрацію. Другіе апостолы занимаются мно¬
гими подробностями, затрогиваютъ много послѣдовательныхъ .обя¬
занностей. Не такъ поступаетъ ап. Іоаннъ. По его взгляду, два
слова заключаютъ въ себѣ весь кругъ нравственныхъ понятій. Эти
два слова—праведность и любовь. Оба эти слова имѣютъ свой ко¬
рень въ божественномъ. Богъ праведенъ. Богъ есть любовь. По¬
этому человѣкъ долженъ быть праведенъ по отношенію къ Богу,
и долженъ проявлять эту праведность любовью къ своимъ собрать¬
ямъ. Даже эти широкія понятія теряются въ другихъ еще болѣе
широкихъ, именно въ понятіяхъ свѣта и истины. Богъ есть свѣтъ,
и поэтому всякій грѣхъ имѣетъ свойство тьмы и принадлежитъ къ
царству ея. Богъ истиненъ—т. е. реаленъ, и поэтому всякій грѣхъ
имѣетъ въ себѣ свойства нереальности и лжи. Всѣ подробности,
всѣ спеціальныя приложенія заключаются въ этомъ общемъ поло¬
женіи. Кто слѣдуетъ истинѣ, кто ходитъ въ свѣтѣ, дѣлаетъ пра¬
ведность, исповѣдуетъ имя Іисуса Христа, любитъ своихъ братьевъ,
тотъ имѣетъ жизнь вѣчную. Поэтому онъ не будетъ нуждаться
въ назиданіи касательно внѣшнихъ и отдѣльныхъ поступковъ 48г).
Для него даже церковь и таинства, равно какъ и всѣ вопросы внѣш¬
ней организаціи и обрядности предполагаются извѣстными сами по
себѣ и не подлежащими сомнѣнію. Онъ прощенъ, онъ очищенъ и есть
сынъ Божій. Его вѣра въ божество Христа перешла въ жизнь и
его жизнь во Христѣ углубляетъ его вѣру въ божество- Христа.
Двѣ эти стороны неразрывно перевиты между собою. Правед¬
ная жизнь есть результатъ вѣры, а вѣра углубляется праведною
жизнью 484). Кто отрицаетъ Христа, кто „разсѣкаетъ" Христа,
тотъ отъ діавола и принадлежитъ къ области лжи, міра и тьмы.
Такъ св. ап. Іоаннъ движется какбы чрезъ эмпирею въ область
безусловныхъ антитезъ. Всякая полемика потеряла для него зна¬
ченіе. Подобно орлу послѣ одного могучаго взмаха своихъ крыльевъ,
этотъ „собственный орелъ Христовъ Всіпйіі Дег Ііфіійшп сеіегев педие рготоѵеі аіав
(Несется по лазури, не двигая своихъ быстрыхъ крылъ).