Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
V » ч г-в—;—"і і гіі..'іічігіч-, і'/і’цц- ,ііі ышлдиці..ид. '
- -ѵ1- -»ѵ. ‘ ихъ, оказывались не івъ .состояніи выразить полноту влагавшагося
въ нихъ смысла. ?>..•<•.. - 4. ГІо возвратимся къ характеристикѣ позднѣйшаго ученія св.
ап.:Іоанна. г-Не нужно предполагать, что у ап. Іоанна не было
совсѣмъ суровости. Еслибы было иначе, то онъ не могъ бы быть
сыномъ грома. Вѣроятно, ни у одного человѣка естественный ха¬
рактеръ не смягчался и не возвышался столько, какъ именно его
характеръ въ теченіе долгихъ лѣтъ христіанскаго страданія и хри¬
стіанскаго воспитанія; и однакоже черты его естественнаго харак¬
тера оставались въ немъ. Сущностью темперамента св. ап. Іоанна,
основой его ученія въ эти его позднѣйшіе годы была любовь; но
гдѣ сильная и совершенная любовь, тамъ по необходимости должна
быть также и ненависть ко всему тому, что наиболѣе всего оскорб¬
ляетъ любовь, не ненависть людей (что дѣлается невозможнымъ),
но ненависть всего, что низводитъ людей на степень животныхъ
или діаволовъ. Нельзя не чувствовать тона напряженной суро¬
вости, суровости даже болѣе напряженной, чѣмъ у ап. Іакова, въ
такихъ нанр. словахъ: „Кто дѣлаетъ грѣхъ, тотъ отъ діавола;
потому что сначала діаволъ согрѣшилък. „Всякій, пребываю¬
щій въ немъ, не согрѣшаетъ; всякій согрѣшающій не видѣлъ
Его и не позналъ Его“. „Всякій, не дѣлающій правды, не есть
отъ Бога, равно и не любящій брата своего“ (1 Іоан, ш, 4—10).
Какъ такой языкъ примирить съ неограниченною любовью Хри¬
ста къ грѣшникамъ, мытарямъ, блудницамъ,- даже къ фари¬
сеямъ? Какъ примирить его съ отеческою нѣжностью, преизби-
точестующей любовью, нѣжною терпимостью, которыми дышетъ
вся остальная часть перваго посланія? Какъ согласить его съ
несомнѣннымъ и всеобщимъ христіанскимъ опытомъ? Какъ онъ
можетъ быть совмѣстимъ съ собственною нѣжностью ап. Іоанна
къ наиболѣе дерзкимъ преступникамъ? Какъ онъ можетъ стоять
рядомъ съ языкомъ, столь повидимому противорѣчивымъ съ нимъ,
какъ въ томъ мѣстѣ, гдѣ апостолъ увѣщаваетъ чадъ Божіихъ ис-
повѣдывать грѣхи свои и даже заявляетъ, что „если говоримъ, что
не имѣемъ грѣха, обманываемъ самихъ себя, и истины нѣтъ въ
насъ“? (і,. 8). Не заключается. ли единственное рѣшеніе въ томъ
обстоятельствѣ, что здѣсь также ап. Іоаннъ вращается въ области
идеала, и что всякій грѣхъ въ своемъ конечномъ результатѣ, въ
своей конечной сущности происходитъ отъ сатаны? Какъ дѣти
Божіи, мы не можемъ грѣшить, а мы дѣти Божіи. Мы дѣти .Бо¬
жіи по благодати Его (ш, 1), но мы должны сдѣлаться таковыми
и нашею собственною жизнью. Насколько мы по своей собственной
-волѣ грѣшники, настолько мы не дѣти Божіи; и если въ послѣд¬
ній дьнь, если въ общемъ и непреложномъ приговорѣ суда, имѣк>-