Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОСОБЕННОСТИ ДУХА И ІИ ТА АН. ІОАННА. тлхо ' подобіемъ внѣшней красоты онъ скрываетъ неизмѣримую глубину.
Въ значительной степени онъ понятенъ для самаго малаго ребенка,
для самаго низкаго христіанина; и однакоже постигнуть его пол¬
ное значеніе стоитъ выше силъ глубочайшаго богослова. Ап. Іоаннъ
замѣчательнымъ образомъ поясняетъ своимъ примѣромъ опредѣле¬
ніе, что геній есть „сердце младенчества, поднятое и прославлен¬
ное въ силахъ зрѣлости". Въ его евангеліи и посланіяхъ безъис
кусственная простосердечность ребенка неразрывно сочетается съ
глубокою мыслительностыо мужа. Но такой слогъ, по самой своей
особенности, былъ бы непригоденъ для полемики. Онъ ни силло¬
гистическій, подобно языку ап. Павла въ большинствѣ его посла¬
ній, ни риторическій, подобно его языку въ посланіи къ Евреямъ.
Ѳвъ скорѣе созерцательный, выражающій сущность мыслей безъ
указанія взаимныхъ отношеній мыслей между собою *™). Его логика
движется, какъ вѣрно замѣчено, скорѣе въ кругахъ, чѣмъ по прямому
направленію 47<:). Мысли управляются простыми союзами, а не сопод¬
чиняются одна другой конечными частичками. Періоды имѣютъ па¬
ратактическій, а не синтаксическій характеръ. Частицъ,-какъ и въ
арамейскомъ, мало Отсюда, хотя его греческій языкъ чистъ,
насколько онъ свободенъ отъ солицизмовъ, онъ однакоже не по¬
хожъ на чисто греческій языкъ въ его періодическомъ построеніи.
Во всемъ евангеліи ап. Іоанна едвали есть одно косвенное пред¬
ложеніе. Часто предложенія слѣдуютъ одно за другимъ безъ вся¬
кой связи между собою, и связь поддерживается только повторе¬
ніемъ главнаго слова предыдущаго предложенія. Но подъ видомъ
непрестанныхъ повтореній мысль постоянно идетъ впередъ. „Ти¬
хія воды, какъ говоритъ Гердеръ, текутъ глубоко, подобно тому,
какъ простыя слова имѣютъ глубочайшее значеніе". Мысли чере¬
дуются по простѣйшему способу арамейскаго языка, выражаясь
сначала' положительно, затѣмъ отрицательно І1В), причемъ онѣ еще
больше выигрываютъ отъ числовой симметріи предложеній, въ
которыя онѣ заключены *19). Тоже самое слово то и дѣло встрѣчается
какъ руководящее слово цѣлаго отдѣла, пока оно не потеряетъ выра¬
зительности отъ самой монотонности своего повторенія. Оно по¬
добно брошенному на зеркальную поверхность озера камню, во¬
кругъ кОтораго волненіе расходится къ берегу концентрическими
кругами. Для подражанія нельзя указать худшаго слога. Въ сла-’
быхъ рукахъ Онъ заслужилъ бы обвиненіе въ слабости, тождесло-
віи, изможденности, которое съ полною несправедливостью уже и дѣ¬
валось противъ него. Съ другой стороны никакой слогъ не могъ
-Лучше соотвѣтствовать характеру ума, поглощеннаго божествен¬
нымъ созерцаніемъ; - - ума ; наполненнаго представленіями едольине-
иѣёлѣдуемой -глубины, что слова/ при всемъ частомъ повтѳреіг'"