Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
564 ПЕРВЫЕ> ДНИ ХРИСТІАНСТВА. отдѣльное дѣйствіе существуютъ только какъ предписываетъ идея.
Обитающая въ нихъ .идея придаетъ имъ форму какъ законъ, въ
силу котораго образуется все принадлежащее къ нимъ. Такъ, для
ап. Іоанна исторія есть невидимое, перешедшее въ видимость. 4,в).
Въ евангеліи показывается, какъ идеи введены были въ эту зем¬
ную жизнь; въ посланіи—какъ жизнь отдѣльнаго лица можетъ
быть направлена въ согласіи съ ними 474). Такъ мы еще разъ
видимъ, какъ всякая мысль, изрекаемая ап. Іоанномъ, находится
въ тѣсной зависимости отъ его ученій о томъ, что я Слово стало'
плотію Божественныя идеи, о которыхъ говоритъ онъ—истина,
жизнь, свѣтъ — суть реальности и притомъ единственныя реаль¬ ности, потому что онѣ присущи Логосу: Въ людяхъ онѣ на¬ ходятся только потому, что Онъ находится въ людяхъ, и онѣ суть единственная жизнь, единственный свѣтъ, единственная истина. Евангеліе показываетъ, какъ явленіемъ Логоса на землѣ находя¬
щаяся въ Немъ полнота привита и намъ; посланіе говоритъ о
нашемъ личномъ усвоеніи этой полноты и того способа, кото¬
рымъ она выражается въ жизни христіанъ. 2. Но все это сразу же объясняетъ и другую особенность ап.
Іоанна, именно торжественное спокойствіе его тона. Въ этой области
Идеи нѣтъ мѣста для раздражающаго столкновенія. Онъ возводитъ
зданіе, а не кладетъ основаніе. Онъ напоминаетъ, а не настав¬
ляетъ. Онъ усовершенствуетъ, а не начинаетъ только. Онъ изла¬
гаетъ, а не доказываетъ. Онъ излагаетъ торжественную бесѣду, а
не ведетъ ожесточенный споръ. Онъ можетъ обращаться къ своимъ
читателямъ какъ къ такимъ, которые уже знаютъ сущность ученія
(1 Іоан, п, 12—14); какъ къ такимъ, грѣхи которыхъ прощены,
которые имѣютъ помазаніе отъ Святаго (1 .Іоан, п, 20, 27),
которые уже вѣруютъ (1 Іоан, ѵ, 13) и которымъ новая заповѣдь
можетъ быть представлена уже какъ старая. И въ этомъ заклю¬
чается причина, почему его защитительная полемика можетъ при¬
нимать форму положительнаго назиданія. Онъ можетъ научать
истинныхъ христіанъ побѣждать ересь внутреннею силою сознанія
истины. Онъ можетъ возбуждать ихъ внутреннюю жизнь, какъ
лучшее средство укрѣпленія ихъ внѣшняго бытія. Размноженіе
антихристовъ было серьезною опасностью, но церкви съ меньшею
вѣроятностью подпали бы ей, еслибы онъ могъ вдохновить ихъ
побѣдоноснымъ спокойствіемъ, съ которымъ онъ самъ смотрѣлъ
на всѣ опасности, какъ онъ смотрѣлъ на возмущенное море изъ
тихаго пристанища своего спокойнаго уединенія на островѣ. 3. Третья дайна силы ап. Іоанна заключается въ его слогѣ.
Это слогъ безусловно единственный въ своемъ родѣ, въ высшей
•степени самобытный и исполненный прелести и очарованія. Подъ I Ч -I > Ѵ,.- -- Г- ’ > ' *• ■ , _