Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕЧАТЬ ЗАКОНЧЕННОСТИ НА ПИСАНІЯХЪ АП. ІОАННА. 5Я& > возвышенную деликатность, съ которою, какъ и въ евангеліи,
* писатель лично отходитъ на задній планъ, не желая говорить 6
| самомъ себѣ) всякій читатель того времени, вѣроятно безъ даль-
г., нѣйшаго поясненія, могъ сразу опредѣлить, кто онъ такой“ 4,1).
Ьр Ири его чуждомъ всякаго возбужденія, небесномъ покоѣ посланіе
■Г звучитъ тономъ не столько отца, говорящаго съ своими возлюб-
р ленными дѣтьми, сколько прославленнаго святаго, говорящаго
I человѣчеству изъ, высшаго міра. Никогда ни въ какомъ писаніи
ученіе о небесной любви, о любви, дѣйствующей втиши, любви,
\ никогда не утомляющейся, никогда не истощающейся, не доказы¬
валось и не оправдывалось съ такою основательностью, какъ въ Писанія св. ап. Іоанна производятъ на насъ особенно силь¬
ное впечатлѣніе, и это въ значительной степени зависитъ не
только отъ особенностей его своеобразнаго міросозерцанія, но и
отъ особенностей его слога. 1. Одною изъ самыхъ выдающихся особенностей его ума не¬
сомнѣнно является его созерцательность, что иногда, хотя и весьма
не точно, называли его мистицизмомъ. Въ эти позднѣйшіе годы
’ въ его умѣ образовалась наклонность постоянно жить и вращаться въ
области отвлеченной мысли. Къ отвлеченнымъ явленіямъ онъ одна-
' коже отнюдь не относился какъ именно къ простымъ отвлечен¬
ностямъ, но скорѣе какъ къ фактамъ и опытамъ жизни . Въ лицѣ
г ап. Іоанна мы видимъ всетаки новый примѣръ основнаго различія
: между номиналистомъ и реалистомъ, — номиналистомъ, который
смотритъ на отвлеченные термины какъ ничего не представляющіе
кромѣ обобщеній ума изъ конкретныхъ ощущеній, и реалистомъ^
который считаетъ ихъ представляющими тѣ вѣчныя идеи, которыя
*' только и суть единственно безусловныя реальности. Ап. Іоаннъ
въ . этомъ отношеніи есть совершенный реалистъ. Совершенно
і вѣрно сказано о немъ, что „ Щіѵегваііа апіе геш“ есть основной
- принципъ всей его философіи. У него идеи—спѣтъ, тьма, истина,'
ложь—не простыя понятія, но составляютъ дѣйствительную реалъ- ; этомъ именно посланіи ). • и 4?2> ГЛАВА XXXIII, Особенности духа и слога ап. Іоанна. Много говорилъ онъ, но почти все о любви. Бл. Августинъ.