Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕЧАТЬ ЗАКОНЧЕННОСТИ НА ПИСАНІЯХЪ АП. ІОАННА. 561> частью іудейскою ненавистью 4,°). Въ первомъ посланіи нѣтъ .'яс¬
наго указанія ни на іудеевъ, ни на язычниковъ. Всѣ старые во¬
просы объ отношеніи между церковью и этими двумя великими клас¬
сами человѣчества устранились. Споры касательно отношеній, кото¬
рыя должны существовать между іудейскими и языческими обра-
щенцами въ предѣлахъ самой церкви, считались улаженными. Въ
глазахъ ап. Іоанна было только двѣ великихъ существующихъ об- -
щины, и это—не іудеи и язычники, но церковь и міръ. Раздѣленіе
между ними было полное и безусловное. Въ этомъ отношеніи, какъ
и во многихъ другихъ, посланіе напоминаетъ намъ послѣднія бе¬
сѣды Спасителя. Въ нихъ также ненависть міра означаетъ нена¬
висть іудея, не менѣе чѣмъ и ненависть язычника. Но эту нена¬ висть апостолъ спокойно здѣсь предполагаетъ, не останавливаясь на ней. Въ немъ не слышно жалобъ на нее, не говорится ни слова
о ея происхожденіи, не дѣлается ни одного намека на ея послѣд¬
ствія. О мірѣ не говорится даже -какъ объ источникѣ особаго ис¬
кушенія или какъ поприщѣ миссіонерской дѣятельности. Онъ про¬ сто устраняется какъ царство сатаны, царство тьмы и смерти, съ которымъ христіанинъ не можетъ имѣть ничего общаго. Но такой
взглядъ едва ли возможенъ для того, ктО живетъ въ сердцѣ вели¬
кихъ городовъ и находится въ ежедневной борьбѣ съ враждебными
силами совнѣ. Онъ былъ бы гораздо болѣе возможенъ для созер¬
цательнаго отшельника въ какомъ нибудь удаленномъ уединеніи,
чѣмъ для труженика-апостола, подвизающагося на улицахъ Сардъ
или Ефеса. 8. Тѣмъ не менѣе и въ это время были опасности, которыя
очевидно имѣетъ въ виду ап. Іоаннъ. Это опасности отъ ереси
и антихристовъ. Опасности, возникающія не отъ нападеній міра
внѣ церкви, но отъ развитія міра внутри ея, опасности, съ ко¬
торыми приходилось встрѣчаться христіанамъ, выходили отъ тѣхъ,
которые сами исповѣдовали ту же вѣру,—отъ волковъ, одѣтыхъ въ
овечью шкуру,—отъ сатйны, преобразующагося въ ангела свѣта.
Чего опасается ап. Іоаннъ—это не вопіющее нечестіе и открытое
богохульство, но „ложные виды благочестія" и „ложные виды пра¬
вовѣрія". Такія опасности существовали съ самыхъ первыхъ дней,
въ которые церковь Христова сдѣлалась церковью вообще; но те¬
перь въ промежуткѣ повоя отъ внѣшнихъ нападеній онѣ приняли
болѣе тонкія и болѣе соблазнительныя формы. Въ той или другой
формѣ, въ нравственномъ шли умственномъ отношеніи каждый апо¬
столъ возвышалъ противъ нихъ свой предостерегающій голосъ. Ап.
Павелъ былъ принужденъ даже съ плачемъ предостерегать своихъ
обращенцевъ противъ ложныхъ учителей. Апп. Петръ, Іуда и Іа¬
ковъ метали противъ нихъ громами и молніями. Совершенно иной 36 ' ■,