Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
000 ' ’^ѵявбвыіК^ дии хвиішаніява. ; . —п
• •Мы можіемъ^щшому -съ увѣренностью заключать, что посла¬
ніе это находится': въ« явномъ соотвѣствіи съ Евангеліемъ; но мы
можемъ также о заключать, . что они были изданы вмѣстѣ или въ
самой .тѣсной послѣдовательности. Посланіе предполагаетъ, что
истины .Евангелія ..извѣстны читателю со всею свѣжестью недав¬
няго изученія. Оно основано на нихъ, какъ будто бы онѣ еще
занимали .душу читателя. Это можно объяснить только тѣмъ, если
мы-.предположимъ, что одна книга слѣдовала за другою, и этимъ
также, можно объяснить Отсутствіе * Привѣтствій и благословенія,,
которыя только отчасти объясняются окружнымъ характеромъ по¬
сланія. Посланіе легче всего понимается, если мы предположимъ,
что оно обращено было не только къ церквамъ Азіи, которыя
апостолъ могъ имѣть въ виду, но и ко всѣмъ читателямъ его Еван¬
гелія. Внѣшнее доказательство этого, правда, незначительно; но
оно въ значительной степени подтверждается внутреннею вѣроят¬
ностью. Если мы примемъ съ разумнымъ довѣріемъ преданіе, что
Евангеліе, равно какъ и Апокалипсисъ, было написано на островѣ
Патмосѣ и опубликовано въ Ефесѣ, то тоже самое преданіе можно
будетъ приложить и къ посланію 467), а это проливаетъ дальнѣй¬
шій свѣтъ на отсутствіе въ немъ привѣтствій. Патмосъ есть не¬
большой и скалистый островъ съ небольшимъ количествомъ оби¬
тателей. Сомнительно даже, находилась ли на немъ какая либо
христіанская община; но даже если и находилась, то таковая об¬
щина была бы совершенно неизвѣстна остальнымъ церквамъ, и
едвали могла быть разсматриваема какъ благоустроенная церковь. 6. Единственно предполагаемымъ ключемъ въ разрѣшенію во¬
проса касательно читателей, къ которымъ обращено было это по¬
сланіе, служитъ любопытное свидѣтельство бл. Августина въ одномъ
мѣстѣ, что оно ^написано было къ Парѳянамъ". Ясно, что это
или неправильное чтеніе, или ошибка. Если однако же это непра¬
вильное чтеніе, то всѣ предполагаемыя исправленія его были со¬
вершенно безуспѣшны. Предположеніе Гуга, что оно возникло
вслѣдствіе ошибочнаго чтенія надписанія втораго посланія тгрее
тсар'&ёѵоос „къ дѣвственникамъ", будетъ разсмотрѣно далѣе 4“). 7. Предположеніе, что апостолъ писалъ на островѣ Патмосѣ,
согласуется со всѣмъ тономъ посланія. Оно очевидно написано
было въ то время, когда церковь не находилась подъ гнетомъ
особыхъ гоненій 469). Въ немъ не упоминается объ опасностяхъ
и страданіяхъ; въ немъ нѣтъ призывовъ къ мужеству или терпѣ¬
нію. ’ Этотъ періодъ мира быть можетъ зависѣлъ отъ страшнаго
удара, который теперь постигъ іудейскую народность; потому что,
какъ мы то и дѣло узнаемъ изъ исторіи и св. Писанія, смертель¬
ная вражда язычниковъ въ ранніе дни возбуждалась большею