Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕЧХТЬ 'ЗАКОНЧЕННОСТИ НА ПИСАНІЯХЪ АП. ІОАННА. №' % 1 стіанъ, которыхъ буйныя дѣянія зла и конечная судьба зла неви¬
димому совершенно не касаются непосредственно 4вг).
г 5. Но мы не можемъ предполагать, чтобы эти благословенныя
и величественныя мысли впервые встрѣчались лишь въ писаніяхъ1
ап. Іоанна. Онѣ навѣрно и раньше выражаемы были имъ въ его уст¬
номъ .ученіи. Да и было ли бы странно, еслибы епископы и пре¬
свитеры, наслышавшись такъ много о жизни Христа, такъ много о
Его' природѣ и личности, такъ много изъ Его бесѣдъ,-, столько
приложеній .истины Его Евангелія для противодѣйствія всякой
фазѣ нравственнаго искушенія и философскаго затрудненія.на*-
конецъ приступили къ ап. Іоанну съ просьбою, чтобы онъ до
своей смерти изложилъ свое свидѣтельство міру на письмѣ? Сна¬
чала онъ изъ смиренія уклонился отъ столь высокой задачи 46®),
но на ихъ настойчивую просьбу отвѣчалъ: „попоститесь со мной
три дня" (такъ гласитъ глубоко интересное преданіе, сохраненное
въ „Мураторіевомъ фрагментѣ") „и тогда мы сообщимъ другъ
другу'4®4) всякое откровеніе, которое можетъ быть сдѣлано намъ
отдѣльно" (за или противъ предполагаемаго плана). Въ туже ночь
ап. Андрею было открыто, что ап. Іоаннъ „долженъ разсказать
все отъ своею собственнаго имени, и что всѣ должны разсмот¬
рѣть его писаніе". „И тогда, говоритъ бл. Іеронимъ, намекая на
это преданіе,г—по окончаніи поста, напитанный боговдохновенною
истиною (Ветеіаііопе заіигаіав), онъ сдѣлалъ посланное съ неба
предисловіе: Въ началѣ было Слово" 46в). ’ Такое происхожденіе евангелія даетъ намъ нѣкоторый ключъ
къ объясненію происхожденія перваго посланія. Дростаго взгляда
на двѣ эти книги достаточно для того, чтобы видѣть, что съ одной
-стороны между ними находится самая тѣсная связь, и съ другой—
•евангеліе было болѣе раннимъ изъ нихъ 4®е). Евангеліе содер¬
житъ болѣе полныя и ясныя выраженія; а въ посланіи апостолъ
уже ограничивается часто намеками, предполагая излагаемыя ис¬
тины извѣстными. Евангеліе понятно само по себѣ; а посланіе
-едвали было бы понятно безъ нѣкотораго предварительнаго настав¬
ленія съ цѣлію уясненія его слововыраженія. Евангеліе показываетъ
намъ, какъ происходили различныя выраженія; посланіе же усвои-
ваетъ, обобщаетъ и прилагаетъ ихъ. Евангеліе сообщаетъ намъ
исторію, проникнутую извѣстными идеями; посланіе предполагаетъ
эти идеи извѣстными и указываетъ ихъ практическое < значеніе.
Евангеліе имѣетъ дѣло съ явленіемъ Слова въ плоти какъ собы¬
тіемъ, ’ по отношенію къ которому евангелистъ былъ дѣйствитель¬
нымъ свидѣтелемъ во всѣхъ его фазисахъ; посланіе показываетъ;,
какъ это событіе относится къ начинавшимъ проникать івъ-щер-
жѳвь .заблужденіямъ и: кт жизни, ея отдѣльныхъ членовъ, «цііЦШ-