Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
558 НЕРВЫІЕ.ДНИ ,ХРИСТІАНСТВА. томъ противъ • ■злобныхъ .гоненій, противъ несправедливыхъ клеветъ,
противъ дикихъ нападокъ сектантской ненависти. Они состав¬
ляютъ хартію« человѣчества- противъ извращенія религіи заблуж¬
дающимся!: невѣромъ, противъ ея не менѣе опаснаго извращенія
вторженіемъ, партійной ненависти и религіозной гордости. ; = 4, ‘Послѣдній признакъ завершенія откровенія мы можемъ ви¬
дѣть въ упрощеніи тѣхъ существеннѣйшихъ элементовъ христіан- -
свой жизни, которые мы находимъ у ап. Іоанна. При чтеніи по¬
сланій . ап. Павла мы сразу же поражаемся богатствомъ и разно¬
образіемъ терминовъ и выраженій, которые онъ вводилъ въ изло¬
женіе христіанскихъ догматовъ. Ап. Іоаннъ съ другой стороны
вращается въ сферѣ немногихъ существенныхъ истинъ. Ап. Па¬
велъ подобенъ живописцу, достигающему своихъ цѣлей употреб- ’*
леніемъ многихъ красокъ и безконечностью свѣтовыхъ переливовъ;
ап. Іоаннъ достигаетъ желанной цѣли лишь немногими чистыми
красками и немногими увлекающими, но рѣзкими чертами. Въ по¬
сланіяхъ ап. Павла мы видимъ характеръ разсужденія; въ писа¬
ніяхъ ап. Іоанна—характеръ вдохновенія. Ап. Павелъ начинаетъ
съ человѣка; ап. Іоаннъ—съ Бога. Другими словами, ап. Павелъ
переходитъ отъ антропологіи къ богословію, а ап. Іоаннъ глав¬
нымъ образомъ вращается въ чисто богословской области. Ап. Па¬
велъ разсуждаетъ главнымъ образомъ касательно праведности Бо¬
жіей, и касательно того, какъ она становится оправданіемъ чело¬
вѣка; а цѣлью ап. Іоанна служитъ показать сущность вѣчной
жизни и то, какъ можетъ достигнуть ее человѣкъ. Отсюда раз¬
личіе въ тонѣ ихъ нравственнаго ученія. Цѣль ап. Павла чело¬
вѣческая и практическая, и онъ непрерывно останавливается на
выясненіи значенія вѣры, надежды и любви. Божественный идеа¬
лизмъ ап. Іоанна главнымъ образомъ занимается отвлеченными
представленіями о любви, жизни и свѣтѣ. Ап. Павелъ обращается
съ аргументаціей къ людямъ, какъ они есть, и постепенно возво¬
дитъ ихъ къ тому, чѣмъ они должны быть; ап. Іоаннъ предпо¬
лагаетъ, что- христіане, которымъ онъ пишетъ, уже владѣютъ
вмѣстѣ съ нимъ полнымъ знаніемъ Христа. Церкви, основанныя
ап. Павломъ, заключаютъ въ себѣ много элементовъ возбужденія
и распри; церковь, въ которой умственно вращается ап. Іоаннъ, 1
есть истинная и духовная церковь, которой не предстоитъ изу¬
чать какое либо новое ученіе, которая приняла освященіе отъ
пресвятаго и невообразимой бездной отдѣлена отъ міра и отъ своихъ
ложныхъ членовъ (1 Іоан, и, 20; ш, 14; т, 15). Ап. Павелъ
лишь жаждетъ окончательнаго братства всѣхъ людей, всеобщаго
и безусловнаго торжества дѣла искупленія; ап. Іоаннъ устрем¬
ляетъ свогоішзоры на совершенную церковь и совершенныхъ хри-