Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
іТБтатв ЗЖІШІЬппиь і н—ішѵ-тготшхасш—нлп—шаттнг ■ЩІ'УЧгГ сть „безконечное существованіе", разъ мы вѣруемъ, что чело-
ѣкъ и злые духи безсмертны. Но характеризуя божественную
„'жизнь эпитетомъ „вѣчный" (аіатос), ап. Іоаннъ разумѣетъ не без¬
конечную жизнь (хотя она также безконечна), но духовную жизнь,
';изнь, которая въ Богѣ и которая проявлена намъ Христомъ.
т'азывая ее йішѵю?, онъ хочетъ дать понять не ея непрерывную
'Продолжаемость (чтб составляло весьма малую и случайную часть
••гея), но ея нравственныя качества. Жизнь эта „безконечна" не
Злотому, что она покрываетъ безконечное теченіе времени, но по¬
этому, что она составляетъ безусловную противоположность врё-
>кени; и аіато? выражаетъ ея внутреннія качества не какъ нѣчто
такое, что можетъ быть измѣряемо непрерывнымъ тиканіемъ ча¬
совъ, но какъ нѣчто несоизмѣримое никакими часами, еслибы
даже они тикали вѣчно. Часы земли не могутъ служить мѣриломъ
для вѣковъ неба. Ап. Іоаннъ, послѣдній изъ всѣхъ писателей
Св. Писанія, употребляетъ слово „вѣчный* въ этомъ именно смы¬
слѣ; онъ одинъ только изъ всѣхъ священныхъ писателей опредѣ¬
ляетъ его и придаетъ ему значеніе не праздной продолжаемости,
но возрастающаго знанія. Опредѣляя его, онъ говоритъ, что оно
есть даръ Христа, „и сія есть жизнь вѣчная, да знаютъ Тебя
единаго истиннаго Бога, и посланнаго Тобою Іисуса Христа" *в0).' Такимъ образомъ мы сразу же видимъ, что въ умѣ ап. Іоанна
вѣчная жизнь есть противоположность не временному, но видѣнному
(Іоан, іѵ, 14, 36; ѵі, 27; хл, 35); что эта не та жизнь, которая
будетъ, но та, которая для вѣрующаго есть теперь; что всякій
„вѣрующій въ Сына имѣетъ (а не будетъ имѣть) жизнь вѣчную"
(ш, 36; ѵ, 24; ѵі, 40, 47, 54); что „имѣющій Сына имѣетъ
жизнь" здѣсь и теперь; и что одною изъ цѣлей, съ которыми
евангелистъ Іоаннъ писалъ вообще, было то, чтобы они знали,
что имѣютъ ее (1 Іоан, ѵ, 13, 14). 2. Другимъ признакомъ завершенія откровенія служитъ ученіе
ап. Іоанна о Логосѣ или Словѣ. Въ своемъ главномъ посланіи онъ
•>не входитъ ни въ какія подробности или описанія природы и лич¬
ности Логоса; и однакоже, согласно съ отмѣченною уже нами
особенностью его метода, ученіе о Логосѣ, какъ источникѣ всякой
жизни, составляетъ основной предметъ и завершеніе его посланія.
Это, какъ можно замѣтить мимоходомъ, служитъ однимъ изъ ука-
: заній на то, что посланіе это было дидактическимъ прибавленіемъ
къ евангелію. Но въ употребленіи Логоса, какъ отличительнаго
•имени Христа, ап. Іоаннъ стоитъ одиноко. Другіе апостолы, какъ
І ГСв: Іаковъ и ап. Павелъ, особенно въ своемъ посланіи къ Евреямъ,
повидимому близко подходятъ къ нему; но они въ дѣйствитель¬
ности не употребляютъ его и еще менѣе настаиваютъ на немъ;