Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тг ГЛАВА XXXII. Печать законченнооти на писаніяхъ ап. Іоанна. Іоаннъ есть какбы самъ орелъ, проповѣд¬
никъ возвышеннаго и острый созерцатель свѣ¬
та внутренняго и вѣчнаго. Б л. Августинъ. Такими именно способами, употребленіемъ выраженій въ одно
-и тоже время широчайшихъ и простыхъ, выразительнѣйшихъ и
легко постижимыхъ,—выраженій, которыя стоятъ выше всякой по¬
лемики, потому что составляютъ сводъ существенныхъ истинъ, св.
ап. Іоаннъ, послѣдній писатель новаго завѣта, проходя все поле
христіанскаго богословія, кладетъ печать совершенства и закончен¬
ности на все прежнее ученіе. Какъ разъ этого именно мы и должны
были ожидать въ послѣднихъ книгахъ боговдохновеннаго открове¬
нія. й одною замѣчательною особенностью этого метода служитъ то,
что апостолъ указываетъ глубочайшія истины даже касательно тѣхъ
пунктовъ ученія, на которыхъ онъ спеціально не останавливается.
.Такъ, онъ не останавливается на объясненіи (если можно допустить
этотъ терминъ) искупленія Христова, не предлагаетъ никакой тео¬
ріи касательно обоснованія необходимости или дѣйственности смерти
Христа; тѣмъ не менѣе онъ подразумѣваетъ все ученіе ап. Павла
въ словахъ, что „Христосъ есть умилостивленіе за наши грѣхи и
грѣхи всего міра*, и что „смерть Іисуса Христа очищаетъ насъ
отъ всякаго грѣха*. Онъ ,не. употребляетъ словъ „посредникъ ме¬
жду Богомъ и человѣкомъ “, но съ ясностью, никогда не дости¬
гавшеюся раньше, онъ заявляетъ, что нашъ посредникъ есть Богъ
и человѣкъ. Онъ не противопоставляетъ любовь Божію съ Его
правдою, но показываетъ, что любовь и умилостивленіе были объ¬
единены въ предшествующей волѣ Божіей. Онъ-не вырабатываетъ
подробностей христологіи, но настолько проникаетъ свои еванге¬
лія и посланія мыслью, что „Слово было Богъ* и что „безъ Него
.ничтр, не начало.быть, чтб начало быть" 4"), что производитъ хри-
стологическое впечатлѣніе даже болѣе возвышенное, чѣмъ то, ко¬
торое мы извлекаемъ изъ посланій къ Ефесянамъ и Колоссянамъ.
„Онъ не останавливается на таинствахъ и однакоже въ своихъ не¬
многихъ словахъ о свидѣтельствѣ воды и о хлѣбѣ жизни онъ ука¬
зываетъ ихъ глубочайшее значеніе. Онъ не раскрываетъ причины
.отверженія избраннаго народа-послѣ величія*его прошлой миссіи;
;,но .объясняетъ этотъ фактъ не менѣе полно, чѣмъ онъ разъ¬
ясняется въ посланіяхъ къ Римлянамъ и Евреямъ, когда въ своемъ
(Свангеліи, шагъ за шагомъ, сопоставляетъ невѣріе -іудеевъ съ.вѣ-