Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОЗДНѢЙШІЯ ПИСАНІЯ АП. ІОАННА. 55'*' ^|раг, Тайной Вечери. Затѣмъ они не говорили также о превѣчноети
Христа, не употребляли даже самаго термина „Слово", которое
' теперь такъ часто слышалось въ устахъ ап. Іоанна и которому
йіжь придалъ столь многознаменательное значеніе; равно какъ й
Ше-. уяснили существованія двухъ естествъ въ одномъ лицѣ Сына
■человѣческаго. ч ■ * ■ Правда, какъ сразу же могли признать пресвитеры и епи¬
скопы, приступавшіе съ своею просьбою къ ап. Іоанну, что ка¬
сательно Божества и искушающаго дѣла Христова, знаніе церкви
весьма расширилось и систематизировалось, благодаря ученію ап.
Павла. Онъ вполнѣ выяснилъ истину, что Іисусъ былъ не только
Мессія іудеевъ, пророкъ, первосвященникъ и царь, но что Онъ
былъ воплощенный Сынъ Божій, превѣчный Спаситель міра; что
только вѣрою въ Него мы можемъ достигнуть оправданія; что истин¬
ная жизнь вѣрующаго потопляется въ безусловномъ единеніи съ
Нимъ, и что, благодаря Его воскресенію, воскреснемъ также и
мы. Тѣмъ не менѣе никто не могъ слушать ап. Іоанна въ его
позднѣйшіе годы безъ того, чтобы не чувствовать, что и прини¬
мая ученіе ап. Павла, онъ самъ въ теченіе своей долгой жизни,
все болѣе пользовался тѣмъ ученіемъ, которое нисходитъ къ намъ
отъ Духа Божія въ урокахъ исторіи. Хотя онъ не далъ никакой
новой заповѣди и не имѣлъ возвѣстить никакого новаго открове¬
нія, однакоже онъ запечатлѣлъ печатью законченности великія
истины, провозглашенныя ап. Павломъ. Въ писаніяхъ ап. Іоанна
нѣтъ ни. одного такого ученія, котораго нельзя было бы найти
прикровенно и даже явно въ посланіяхъ ап. Павла; и однакоже
церковь лишилась бы безконечно многаго, еслибы она не получила
въ наслѣдство изреченій столь высокихъ, столь ясныхъ и столь
конечныхъ, какъ такія изреченія ап. Іоанна (представляемъ лишь
два изъ многихъ): „Отецъ послалъ Сына Своего для спасенія міра" и „Сынъ Божій пришелъ, и далъ намъ свѣтъ и разумъ, да по¬
знаемъ Бога истиннаго, и да будемъ въ истинномъ Сынѣ Его
Іисусѣ Христѣ. Сей есть истинный Богъ и жизнь вѣчная" (1 Іоан,
ѵ, 20). ' Никто еще не изрекалъ столь ясныхъ словъ касательно бо¬
жества и человѣчества, столь неразрывно и однакоже несліянно
соединенныхъ въ лицѣ Христа, какъ именно слова, содержащіяся
во введеніи къ евангелію и во вступительномъ обращеніи перваго
посланія, и сосредоточивающіяся въ трехъ словахъ: „Слово стало
плотію". Никто еще не выражалъ столь кратко искупительное
и посредническое дѣло Христа, какъ именно ап. Іоаннъ въ своихъ • г:: - ■ . ' . дѵ