Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОЗДНЪЩПІЯ ИЙСЗШй Аіі. 11ІЖЕНА. тг$5ГГ своемъ Рагайіво обнаружилъ великую проницательность, когда
назвалъ его „собственнымъ орломъ Христа и когда сказалъ,
что очертанія его формы теряются въ окружающемъ его ослі7
пительномъ свѣтѣ. „Центральная особенность его натуры есть
напряженность,—напряженность мысли, слова, умственной прони¬
цательности, жизни. На все онъ смотритъ съ божественной сто¬
роны. Для него вѣчность уже наступила. Прошедшее и будущее
онъ видитъ соединенными въ явленіи Сына Божія. Это именно было
то, въ чемъ заключалась надежда міра. Въ этомъ онъ самъ былъ
• 'убѣжденъ свидѣтельствами чувства и мысли. Объ этомъ онъ именно
провозглашалъ: „мы видѣли и свидѣтельствуемъ“. Ему не было
. надобности доходить до этого медленнымъ и труднымъ процессомъ;
онъ самъ видѣлъ во очію. Ему не было надобности доказывать
искусственно построенной аргументаціей; онъ прямо свидѣтель¬
ствовалъ какъ очевидецъ. Источникъ его знанія былъ непосред¬
ственный и прямой, и для убѣжденія другихъ онъ могъ прямо
утверждать 4М). Весь стиль и тонъ его мысли суть стиль и тонъ
ученика-наперсника ). Такимъ образомъ единственная всепоглощающая истина, кото¬
рую ап. Іоаннъ имѣлъ предложить для разсѣянія собирающихся
сомнѣній и недоразумѣній всѣхъ невѣрныхъ сердецъ, было вопло¬
щеніе Божества. Это центральный предметъ всякой вѣры, Это
единственный оплотъ противъ всякаго невѣрія. Что касается того способа, какимъ онъ излагалъ эту истину,
то, представляя міру свое „духовное евангеліе" 4э3), онъ всецѣло
повиновался божественному импульсу вдохновенія, который снизо¬
шелъ къ нему и соотвѣтствовалъ естественнымъ и искреннимъ же¬
ланіямъ церкви. Преданіе, свидѣтельствующее, что къ написанію
евангелія его побудили пресвитеры и епископы церкви 454), но¬
ситъ на себѣ печать полной вѣроятности. Поколѣніе апостоловъ
быстро исчезало. Св. ап. Іоаннъ теперь уже далеко перешелъ
обычныя границы человѣческой жизни. Скоро долженъ былъ на¬
летать день, когда уже ни одинъ человѣкъ не могъ сказать о Спа¬
сителѣ: „я видѣлъ Его"; но онъ еще могъ сказать это: онъ не
только видѣлъ, слышалъ, созерцалъ и осязалъ Слово жизни, но
=былъ даже возлюбленнымъ ученикомъ Сына человѣческаго. .Обстод-
тедьства жизни Іисуса Христа были разсказаны тремя синопти¬
ками. Въ чемъ теперь нуждался міръ, это—нѣкоторое руководство
длд болѣе полнаго и глубокаго, уясненія этихъ обстоятельствъ., Но
• .кто же былъ болѣе способенъ дать это руководство какъ не
,ац. Іоаннъ? мало того, кто кромѣ него, даже могъ вообще .дать
депо съ авторитетомъ? Доселѣ, онъ ничего не писалъ кромѣ ..Ащі-. \ дкалиисиса. Апокалипсисъ, правда, изображалъ славу нрецѣднагц, ’ , у ... ..., .. . ,...ѵ >.• Л*<41'