Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
548 < ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. жомъ отношеній' 'Находились эти вопросы къ обязанностямъ обы¬
денной жизни?- ■ Христіане были свободны отъ закона: эту именно
истину -докайалъ йп. Павелъ. Но есть ли какое ^ибо существен¬
ное различіе между авторитетомъ, на которомъ основывались обря-
дОвьій й!; г нравственный законъ? Не могли ли они считать себя
такъ же 'свободными отъ правилъ нравственности, какъ и отъ ру¬
тины левитской Обрядности? Недостаточно ли одной вѣры? Если
люди правильно вѣруютъ въ Бога и въ Его Сына Іисуса Христа,
то стоитъ ли Ему много заботиться о томъ, какъ они живутъ?
Такъ разсуждали антиноміане, и многіе изъ нихъ готовы были
переносить свою аргументацію изъ теоріи въ область практиче¬
ской жизни. Таковы именно были заблужденія, противодѣйствовать
которымъ было спеціальной миссіей св. ап. Іоанна. Но онъ противодѣйствуетъ имъ не полемически. Методъ діа¬
лектики ап. Павла совершенно не соотвѣтствовалъ настроенію и
привычкѣ его ума. Этотъ методъ въ свое время и въ своемъ мѣ¬
стѣ былъ безусловно необходимъ. Онъ поборалъ сомнѣнія людей
въ той умственной области, въ которой они возникали. Онъ ниспро¬
вергалъ ихъ возраженія тѣмъ же самымъ оружіемъ, которымъ они
поддерживались. Но когда это дѣло было сдѣлано, необходимъ
былъ другой способъ для приведенія истины къ убѣжденію все¬
ленской церкви. Это именно посредствомъ свидѣтельства, духов¬
наго внушенія, изложенія личнаго опыта, возвышенной рѣчи бо¬
говдохновеннаго авторитета. Отсюда усваиваемый ап. Іоанномъ ме¬
тодъ не полемическій, а иреническій, т. • е. примирительный. Онъ
ниспровергаетъ заблужденія непреодолимымъ изложеніемъ соотвѣт¬
ствующихъ истинъ. Въ евангеліи онъ опровергалъ ересь съ поло¬
жительной стороны, въ посланіяхъ — съ отрицательной; другими
словами, въ евангеліи онъ излагаетъ положительныя истины, въ.
посланіяхъ излагаетъ эти истины въ рѣзкомъ контрастѣ съ про¬
тивоположными заблужденіями. Для тѣхъ, кто вращался въ ат¬
мосферѣ полемики, затрудненія, окружавшія ученіе церкви, ка¬
зались' великими и зловѣщими. Св. ап. Іоаннъ смотритъ на эти
Затрудненія изъ столь возвышенной и мирной области, что для
всѣхъ, кто достигъ его точки зрѣнія, они уже теряли свое зна¬
ченіе; съ той высоты, откуда онъ созерцалъ, люди, будучи въ со¬
стояніи постигнуть величіе океана, могли уже мало заботиться
о свирѣпствующихъ подъ ними волнахъ, а тѣмъ болѣе не об¬
ращать вниманія на рябь его поверхности. Отсюда христіан¬
ское воображеніе съ поразительною правдою приписало ап. Іоанну
символъ „орла“—въ четырехсоставномъ херувимѣ евангельской
колесницы. Орелъ, парящій въ лазурной высотѣ воздуха, „не за¬
ботится" о томъ, какъ ему перелетать чрезъ потоки. Данте въ чЗ і 1 ; і -і- V;.