Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПОЗДНѢЙШІЯ ПИСАНІЯ АП. ІОАННА. ш русалима вакбы молніеноснымъ блесвомъ озарило тьму упорства
и предубѣжденій. Оно доказало несостоятельность фарисейскаго
Идеала праведности и невѣжество системы, которая провозглашала
.себя единственно правовѣрною. Духовная свобода, за которую ра¬
довалъ ап. Павелъ въ теченіе всей своей жизни противъ бури
ненависти и гоненія, теперь была окончательно завоевана. Самъ
Ня. Іоаннъ достигъ гораздо высшей точки знанія, чѣмъ на какой
стоялъ онъ раньше, живя среди старѣйшинъ церкви іерусалим¬
ской. Онъ постигъ полное значеніе словъ Спасителя женщинѣ
самарянкѣ, что настанетъ день, когда люди будутъ покланяться
Отцу ни на горѣ Гаризимъ, ни въ Іерусалимѣ, но будутъ покла¬
няться Ему на всякомъ мѣстѣ духомъ и истиною. Съ другой сто¬
роны успѣли возникнуть новыя и опасныя заблужденія. Христіан¬
ство пришло въ соприкосновеніе съ греческой философіей и во¬
сточнымъ умозрѣніемъ. Люди не интересовались уже болѣе такими
вопросами, какъ вопросъ о томъ, нужно ли имъ обрѣзываться и
до какой степени совѣсть ихъ можетъ мириться съ несоблюденіемъ
различія между7 чистой и нечистой пищей; или ставить ли имъ
авторитетъ Іакова или Еифы выше авторитета Павла; или какое
въ дѣйствительности значеніе приписывать дару языковъ; или те¬
ряли ли умершіе во Христѣ какое либо изъ тѣхъ преимуществъ,
которыя даны будутъ живымъ при Его второмъ пришествіи. Всѣ
подобные вопросы получили разрѣшеніе въ посланіяхъ ап. Павла.
Христіане, какъ общество, были въ это время вполнѣ знакомы
съ его доводами и удовлетворялись ими тѣмъ болѣе, что они за-
печатлѣны были неоспоримой санкціей самаго хода исторіи. Всѣмъ
уже становилось яснымъ отверженіе нѣкогда избраннаго народа.
Умы христіанскихъ мыслителей теперь волновались уже совершен¬
но иными вопросами. Это были вопросы болѣе отвлеченнаго ха¬
рактера, относящіеся болѣе всего къ природѣ Христа. Былъ ли
Онъ, какъ учили евіониты, простой человѣкъ? Былъ ли Онъ, какъ
доказывалъ Керинѳъ, двухсоставною личностью, превѣчнымъ Хрит
стомъ и безгрѣшнымъ Іисусомъ, соединенными только въ проме¬
жуткѣ между крещеніемъ и распятіемъ 4В0)? Или не былъ ли
Онъ опять, какъ начинали утверждать духовные предшественники
докетовъ, человѣкомъ, который только по внѣшней видимости жилъ
земною жизнью? Мало того, люди начинали разсуждать даже о
сущности самого Бога. Можно ли считать Бога виновникомъ зла?
Не. должно ли предполагать, какъ впослѣдствіи доказывали мани¬
хеи, что "было два Бога: одинъ—верховный и безграничный Богъ,
принадлежащій къ области безконечно превысшей- „дыма и дви¬
женія того, тёмнаго пятна, которое люди называютъ землей?;,-ги
другой—ограниченный, и несовершенный деміургъ? Затѣмъ,* въ. ййг
. г: ' .35*