Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
Н.ОЗРАЧЛ'АИШ; КІ’ЕОИ.. • ■ ШЬЭ. трмъ основаніи, что для истиннаго гностика вся жизнь закяю?
яа,ется въ духѣ и что все, что ни дѣлало его тѣло, не имѣетъ, значе^,
вря, такъ какъ это не касается его внутренняго существа; или
доказательствомъ того, что нравственный законъ былъ только дѣ¬
ломъ зла, т. е. низшаго деміурга 448). Въ обѣихъ крайностяхъ
они смутно представляли себѣ истинную сущность грѣха, низво¬
дили религію и нравственность на степень курьезныхъ вопросовъ,
прдагали спасеніе въ системахъ метафизики, въ пустыхъ .умозрѣ¬
ніяхъ и словесныхъ анализахъ, теряли , изъ- виду практическій от¬
вѣтъ, который христіанство давало на всѣ глубочайшіе вопросы
человѣческой жизни. . ; Эти заблужденія въ своемъ зародышѣ существовали съ самаго
ранняго періода:. Мы часто слышимъ, какъ уже ап. Павелъ возвышалъ
свой предостерегающій голосъ касательно ихъ, особенно въ посла¬
ніяхъ къ Колоссянамъ и Ефесянамъ и въ своихъ позднѣйшихъ по¬
сланіяхъ. Противъ ихъ антиноміанскихъ воззрѣній мы находимъ
сильное обличеніе и у св. Іуды. Но св. ап. Іоаннъ жилъ въ то
время, когда они достигли болѣе опредѣленнаго развитія. Онъ ви¬
дѣлъ и открыто заявлялъ, что всѣ они начинали или оканчивали
отрицаніемъ Христа, или заблужденіями касательно Его сущно¬
сти. Онъ ниспровергалъ одинаково какъ ихъ напыщенную духов¬
ность, такъ и грубую чувственность, въ. которую впадали они. Онъ
воздвигъ противъ всѣхъ ихъ оплотъ въ тѣхъ боговдохновенныхъ
словахъ, которыя содержатъ сущность всѣхъ истинъ, наиболѣе до¬
рогихъ христіанству, и которыя составляютъ введеніе въ его Еван¬
геліе и первое посланіе. Онъ считаетъ всѣ эти заблужденія ви¬
дами антихриста. Всякій, отрицающій, что Іисусъ есть Христосъ
Сынъ Божій,—другими словами, всякій утверждающій, какъ утвер¬
ждалъ Керинѳъ, что историческій человѣкъ Іисусъ не былъ въ
полномъ смыслѣ Богъ, есть антихристъ—въ иномъ, правда, смы¬
слѣ, чѣмъ Неронъ, и однакоже въ истинномъ смыслѣ этого слова.
Св. ап. Іоаннъ заявляетъ объ этомъ (сообразно съ своимъ обыч¬
нымъ пріемомъ) какъ положительно, такъ и отрицательно (1 Іоан,
н, 18, 22; іт, 3,. 15; ѵ, 1, 10). Онъ говоритъ, что Іисусъ есть
Христосъ Сынъ Божій и что божественное превѣчное существо
обитало въ человѣческой плоти (1 Іоан, гѵ, 2, 3; 2 Іоан. 7). Онъ
во всевозможныхъ .формахъ слова свидѣтельствуетъ, что Іисусъ
есть Христосъ, что Христосъ есть Іисусъ, что Іисусъ есть Богъ,
что Іисусъ не какое-либо отдѣльное существо отъ Сына Божія,
но тождественъ съ Нимъ. По мнѣнію гностиковъ, божество „прит
шло и снизошло на Іисуса подобно птицѣ по воздуху“. Но ап.
Іоаннъ свидѣтельствуетъ всѣмъ своимъ Евангеліемъ и посланіями,
равно какъ и Апокалипсисомъ, хотя и съ меньшею ясностьюрцзэр