Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВОЗРАСТАНІЕ ЕРЕСИ. ' 54Й насколько возможно болѣе' отдѣлить- Бога отъ человѣка1 И отъ маТёрШ
.Еа#ую сущность міросозерцанія гностицизма, такъ скакать
основу его.' ниспровергаетъ ап. Іоаннъ въ своемъ Евангелій С
'вайи:' „Слово1 стало плотію". -<■■■ Имя- Керинѳа менѣе затемнѣно фантастическими легендами;
но* сообщенія о его воззрѣніяхъ- также крайне недостовѣрна1 и
Противорѣчивы, и невидимому показываютъ, что онѣ былъ ОДНИМЪ
изъ тѣхъ, которые колеблются подобно волнующемуся' морю1' й
увлекаются всякимъ вѣтромъ ученія. Такъ онъ неремѣшйваЛЪ и
й спутывалъ различныя іудейскія заблужденія сѣ выйысЯйми1, кё1-
Торые впослѣдствіи развиты были крайне настроенными' прбтиВЪ.
іудейства1 гностиками 435). Ему даже Приписывалось нѣШКР
рыми авторство Апокалипсиса, хотя но свидѣтельству раігіййгб
церковнаго преданія онъ былъ какъ разъ- тѣмъ изъ лжеучителей,
противъ которыхъ спеціально направлены были позднѣйшія: пиС'а^
нія: св. ап. Іоанна 4*6). О его» личной' жизни едвали извѣстно ИТО4 либо опредѣлен¬
ное. Предполагаютъ, что ойъ балъ іудей НО рожденію?, но воспи¬
таніе свое получилъ очевидно въ Египтѣ 431)‘, и училъ навѣрно
въ Азіи. Имя Меринѳъ, иногда придаваемое ему, еСть вѣроятно
прозвище, такъ какъ слово ото означаетъ „струна г. НО даже
время его жизни* неизвѣстно Съ опредѣленностью. Обыкновенно
предполагаютъ, что онъ училъ въ періодъ 'преклонныхъ лѣтъ ап'.
Іоанна; но- Тертулліанъ полагаетъ его послѣ Карповрата, который
училъ не ранѣе царствованія Адріана въ 117 году. Заблужденія его, какъ они опредѣляются св. Ирияёейъ 43в);
состояли1 въ слѣдующемъ: ■ 1) Онъ заявлялъ, что міръ сотворенъ добродѣтелью или. сй5*
лою, гораздо низшею сравнительно съ истиннымъ Божествомъ; 2) что человѣкъ Іисусъ былъ рожденъ не отъ Дѣвы, но былъ
сыномъ Іосифа и Маріи, и Онъ отличался отъ людей только не¬
обычайною добротою; 3) что божественный Христосъ только нйсшелъ на Іисуса во
время его крещенія 43°), й- 4) . что когда Іисусъ пострадалъ, божественный1 Христосъ - от--
летѣлъ опять въ свою плирому, самъ не будучи способенъ* къ
страданію 44°). Кромѣ этихъ заблужденій; Керинѳъ будто бы считалъ Іисуса
только учителемъ,-а не искупителемъ, отвергалъ посланія'ап: Павла!
иі принималъ обычай креститься за мертвыхъ. ■ Даже изъ этихъ свидѣтельствъ мы можемъ видѣть, что овЪ-ве*
вполнѣ отрицалъ божество Іисуса Христа* Первый;» кто<,і йё5 пр’С-й
данію,** отрицалъ его, былъ Ѳеодотъ византійскій ***). Но’Кер'ййѳъ*