Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПКРБЕГЕ« ДНИ* і 'Х.РИСТМІЖітаТ дѣлалъ хлѣбъ изъ Камней;» дышалъ пламенемъ и принималъ раз*
личные виды. Ни-тѣ д^нъгй,ь которыя онъ предлагалъ ап. Петру,
онъ' йу®вй№ се'бѣ въ ®Ячествѣ рабыни и спутницы' одну женщину
изъ Тира, по имени Елену 4*'1). Отсюда его ' послѣдователей' Цельзъ
наёвйаетѣ'елейіамашс'Ириней говоритъ- 432), что „онъ постоянно
водилъ-эту' женщину' съ собою; называя* ее своею1 первою мыслью
ит матерью всѣхъ вещей*.- Нисходя въ низшій'міръ, она* произвела
ангеловъ»'И свяйу которыми былъ сотворенъ низшій міръ, и была
заключена ими' въ темницу и унижена. Это» была Елена Трои и
в®'своемъ простѣйшемъ состояніи была» той „заблудшей; овцей*,-
Которую» ойѣ возвратилъ йа' правый» путь; И самъ онъ, хотя не
будучи человѣкомъ, сдѣлайся* человѣкомъ будто бы для» того, чтобы
освободить- ее: Его» приверженцы; объяснялъ онъ, не имѣли нае
добности бояться’ низшихъ ангеловъ и силъ, сотворившихъ міръ,.
ноѵ мОгли' жить какъ имъ угодно' и могли спастись, всецѣло упо-
вая на него и на нее. Позднѣе онъ будто бы отправился въ
Рймъ и нашелъ свою кончину въ дерзкой попыткѣ летать, при¬
чемъ потерпѣлъ полную неудачу вслѣдствіе молитвъ- апостоловъ
Петра и Павла 433). Отсюда ясно, что СимОнъ Волхвъ былъ не только ересіархъ,-
но также и лжехристосъ или антихристъ. Его воззрѣнія имѣли
отчасти іудейскій и отчасти александрійскій характеръ. Филонъ
также училъ о „силахъ Божіихъ", наибольшею'изъ которыхъ былъ
ЛтЬеъ. По свидѣтельству бл. Іеронима, Симонъ Волхвъ говорилъ:
„я ес’мь Слово Божіе; я прекрасенъ; я утѣшитель; я всемогущъ;
я представляю собою» все Божіе* 434). Ириней свидѣтельствуетъ,
что онъ говорилъ о явленіи своемъ іудеямъ въ качествѣСына,»
самарянамъ въ качествѣ Отца, и язычникамъ—въ качествѣ Свя¬
таго Духа. Св. Ипполитъ излагаетъ его мнѣнія на основаніи
книги, называемой „Великое объявленіе* (Алібуаак реуаЦ), которая
хотя и едвали можетъ быть его собственною, однакоже невиди¬
мому выражаетъ взгляды его' послѣдователей. Заключающіяся въ
ней воззрѣнія сходны» съ воззрѣніями позднѣйшихъ, гностиковъ и»
каббалистовъ. „Неопредѣленная сила1 характеризуется какъ огонь
и молчаніе* . Этотъ огонь имѣетъ' двѣ * натуры», служащія источни¬
комъ разумной и чувственной вселенной. Міръ былъ созданъ трймя
парами корней или» началъ -— именно душей и сознаніемъ, голо¬
сомъ и именемъ, разумомъ и мыслью1; а сила въ этихъ корняхъ,
проявляется въ видѣ того, „кто» стоитъ*, или „кто станетъ*, чѣмъ,
онъ невидимому хотѣлъ обозначить' себя какъ совершеннаго че¬
ловѣка. Ясно, что въ этихъ корняхъ мы видимъ зародышъ гно¬
стическихъ эоновъ и- каббалистическихъ сефероѳъ, цѣлью кото-
рыхѣ, подобно' цѣли всякой гностической системы эманацій', былоі * у.--■ • .і; - ч . і.1 л*:''.-'"» . а-.* . ' А