Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТГОЗРАОТЛНІЕ ТЕРЕСИ7 ЭЖЗГ было лишь однимъ изъ способовъ обращенія ихъ ученія въ укоръ
имъ 42в). Елксаиты, т. е. послѣдователи Елксая (евіониты съ
ессейскою и гностическою примѣсью) никогда не поднимались
выше незначительной и ничтожной секты. Около того времени, когда св. ап. Іоаннъ писалъ свое Еван¬
геліе и посланія, вопросъ объ обрѣзаніи и всѣ другіе, имѣвшіе
наиболѣе рѣзкій іудейскій характеръ, перестали уже волновать
церковь. Во всякомъ случаѣ они потеряли всякое значеніе для
церкви вообще., Назореи и евіониты имѣли лишь мѣстное вліяніе.
Даже николаитовъ обвиняли не въ ереси, но въ безнравственной
жизни и въ томъ, что они равнодушно относились къ идолопо¬
клонству, открыто и спокойно употребляя въ пищу идоложертвен-
цое 42€). Эта наклонность къ антиноміанству была естественнымъ ре¬
зультатомъ и неизбѣжной Немезидой того крайняго законниче-
скаго ригоризма, которому іудействующіе старались поработить всю
церковь. у 2. Въ вѣкъ апостольскій наиболѣе опасными и извѣстными
были два ересіарха, именно Симонъ Волхвъ и Керинѳъ. Если
вообще можно придавать какое либо значеніе неопредѣленнымъ
и спутаннымъ преданіямъ касательно ихъ ученій, то во' всякомъ
случаѣ ясно, "что эти ученія, по крайней мѣрѣ въ своемъ заро¬
дышѣ, были сильно и прямо осуждаемы въ нѣсколькихъ посланіяхъ. О Симонѣ Волхвѣ мало вообще извѣстно такого, что не
имѣло бы легендарнаго характера. Въ книгѣ Дѣяній Апостоль¬
скихъ (Дѣян, ѵш) мы встрѣчаемъ его въ положеніи успѣшнаго
обманщика въ Самаріи, гдѣ все населеніе, пораженное его вол¬
шебствомъ, принимало его увѣреніе, что онъ есть „великая сила
Божія". Онъ былъ Крещенъ Филиппомъ, но доказалъ пустоту
своей религіозности тѣмъ, что оказался виновнымъ въ первомъ
актѣ того грѣха, который, по его имени, названъ былъ симоніей:
онъ именно хотѣлъ купить даръ Божій за деньги. Согласно вы¬
сокому авторитету Іустина Философа, который самъ былъ изъ
Самаріи, Симонъ Волхвъ происходилъ изъ Виттона въ Самаріи 4ЭТ).
I. Флавій, называя его кипріотомъ (если только онъ говоритъ о
томъ яъе самомъ лицѣ), быть можетъ смѣшалъ Виттонъ съ Ки¬
тіемъ на островѣ Кипрѣ 42В). Феликсъ пользовался его волшеб¬
ствомъ съ преступною цѣлію увлеченія иродіанской княжны Дру-
зиллы 42Э). Онъ служитъ предметомъ многихъ чудовищныхъ ска¬
заній. Онъ будто бы былъ ученикомъ извѣстнаго Досиѳея и влю¬
бился въ‘ его наложницу Луну (Селену или Елену). Когда Досиѳей
хотѣлъ ударить его, то оказалось, что палка прошла чрезъ его
тѣло , какъ чрезъ дымъ 48°). При помощи волшебства, которымъ
онъ занимался, онъ будто-бы проходилъ чрезъ горы и чрезъ огонь *