Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
540 ПЕРВЫЕ ДНИ1 ХРИСТІАНСТВА. вославной- церкви, имѣли свою собственную литературу и не только
удерживали за собою почву, но даже проявляли широко распро¬
странённую прозелитскую дѣятельность. Назореи, въ качествѣ особой секты, были іудейскіе хри¬
стіане, которые' не удалились изъ Пеллы, когда, согласно древ¬
нему’ преданію, бѣжавшая въ свое время изъ Іерусалима община
возвратилась въ воздвигнутую на его мѣсто Элію Капитолину 4іе),
въ которую не смѣлъ вступать ни одинъ іудей. Но они являлись
И гораздо раньше, и ихъ можно считать не столько преднамѣрен¬
ными еретиками, сколько несовершенными, узкоумными и непро¬
свѣщенными христіанами. Св. Епифаній называетъ ихъ- „іудеями
и ничѣмъ инымъ “ 4,т); но такъ Какъ они принимали . посланія
св. ап. Павла и признавали истинное божество Христа 4І8), то мы
едвали можемъ принять это его опредѣленіе. Если, какъ вѣроятно,
выраженіемъ ихъ взглядовъ служитъ книга, извѣстная подъ загла¬
віемъ „Завѣтъ двѣнадцати патріарховъ", то мы можемъ видѣть,
что самая привязанность ихъ къ отмѣненному уже закону была
лишь результатомъ ограниченнаго ума и національной привычки;
ихъ особенное благоговѣніе къ религіи патріарховъ, какъ пред¬
ставляющей болѣе чистую и болѣе безусловную религію, чѣмъ си¬
стема левитства, вполнѣ соотвѣтствуетъ ученію ап. Павла, и они
добросовѣстно принимали вѣру Христову 4ІЭ). Изъ нѣкоторыхъ
мѣстъ этой книги дѣлались заключенія, что назореи держались
того взгляда, что Іисусъ сдѣлался божественнымъ существомъ
только во время своего крещенія, но употребляемыя тамъ выра¬
женія такого рода, что могутъ быть объяснены и въ болѣе истин¬
номъ смыслѣ 4*°). Евіониты съ другой стороны отличались смѣлымъ ерети¬
ческимъ духомъ. Они соверщенно отвергали посланія ап. Павла 42‘)
и преслѣдовали его память въ теченіе нѣсколькихъ столѣтій при¬
крытою, но яростною клеветою. Они настаивали на необходимо¬
сти обрѣзанія и всеобщемъ значеніи закона. Христа они считали
простымъ человѣкомъ, сыномъ Іосифа и Маріи, оправдавшимся
только своего законническою праведностью 422). Къ этимъ взгля¬
дамъ нѣкоторые изъ евіонитовъ (вымершіе въ качествѣ темной
секты на берегахъ Мертваго моря) присоединяли аскетическія воз¬
зрѣнія и обычаи, которые невидимому были заимствованы у ес¬
сеевъ 423). Отсюда, по всей вѣроятности, произошло и самое ихъ
названіе евіонитами, отъ еврейскаго слова евіонъ—„бѣдный". Оши¬
бочное мнѣніе, что съ именемъ Епона существовало и особое лицо,
обязано своимъ происхожденіемъ Епифанію, который называетъ
его „преемникомъ- Керинѳа" 424). Мнѣніе, что они назывались
бѣдняками потому,, что они думали о Христѣ „низко и бѣдно",