Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
«ісгег "ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІІНСТВ-5Т было, всѣ ереси возникаютъ изъ опредѣленнаго нравственнаго со¬
стоянія. Возникаютъ ли онѣ изъ слѣпаго и тираническаго давленія
заблуждающейся системы, или высокомѣрнаго самоутвержденія са¬
момнящихъ лицъ, онѣ въ концѣ концовъ бываютъ обязаны сво¬
имъ происхожденіемъ гордости и честолюбію сердца. Но умствен¬
ные истрчвики ереси разнообразны. Она произошла вслѣдствіе стол¬
кновенія христіанъ съ язычествомъ и іудействомъ, и особенно по¬
лучила богатую^ пищу въ тѣхъ формахъ философіи, которыя воз¬
никли въ нѣдрахъ обѣихъ этихъ религій. Язычники обыкновенно ненавидѣли Моисеевъ законъ и смо¬
трѣли на христіанство скорѣе какъ на противоположность іудей¬
ству, чѣмъ какъ на его исполненіе и отмѣну. Іудеи съ другой
стороны видѣли въ христіанствѣ только приростъ къ закону Мои¬
сееву и съ необычайною строгостью льнули къ буквѣ тѣхъ уста¬
новленій, которыя ненавидѣли язычники. Отсюда, среди безчислен¬
ныхъ развѣтвленій еретическихъ сектъ, возмущавшихъ церковь въ
первомъ столѣтіи и извѣстныхъ подъ неопредѣленнымъ и часто
неточнымъ названіемъ гностицизма, нѣкоторыя имѣли іудейскій
и другія противоіудейскій характеръ. 1. Объ іудейскихъ сектахъ мы уже говорили. Ихъ можно под¬
вести подъ два класса, именно назореевъ и евіонитовъ. Намъ уже не разъ приходилось обращать вниманіе на то, что
первыя десятилѣтія послѣ Вознесенія отличались суровою борьбою
между взглядами іудействующихъ и христіанъ изъ язычниковъ.
Св. Іаковъ, глава іерусалимской церкви, тѣмъ не менѣе принялъ
взгляды ап. Петра касательно свободы язычниковъ, и хотя самъ
продолжалъ оставаться строгимъ блюстителемъ Моисеева закона,
однакоже относился съ полною вѣротерпимостью ко всѣмъ обра-
щенцамъ изъ язычества, только бы они не нарушали Ноевыхъ
заповѣдей. Таково именно было рѣшеніе іерусалимскаго собора.
Но партія, писавшая на своемъ знамени имя енископа іерусалим¬
скаго, заходила гораздо дальше. Одною изъ главныхъ цѣлей жизни
и дѣятельности ап. Павла было именно противодѣйствовать ихъ
коварнымъ усиліямъ задержать ростъ истиннаго христіанства на¬
стаиваніемъ на томъ, что всѣ язычники должны быть обрѣзываемы
и должны соблюдать весь обрядовый законъ. Въ рядахъ этихъ
именно іудействующихъ возникла та страшная опасность отступ¬
ничества, противъ которой они получили столь торжественное пре¬
достереженіе въ посланіи къ Евреямъ и посланіи самого св. Іакова;
изъ ихъ рядовъ возникли также и двѣ ереси—евіонитовъ и назореевъ. Можетъ показаться страннымъ, что наиболѣе опредѣленное суще¬
ствованіе ■ этихъ іудейско-христіанскихъ сектъ падаетъ на періодъ
послѣ паденія - Іерусалима, когда невидимому было уже невоз-;