Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тгѵ ІДДСИСТ и отчетливо на .‘.каждой страницѣ Новаго Завѣта, что „гнѣвъ че¬
ловѣка не содѣйствуетъ праведности Божіей1' 25). И какъ полонъ
назидательности укоръ Христовъ! Онъ не остановился для того,
чтобы .«подвергать этотъ вопросъ апостоловъ подробному опровер¬
женію,;. Ѳнъ не обнаружилъ сокрытыя нити себялюбія и страсти,
послужившія поводомъ къ этому запальчивому требованію. Онъ не
оспаривалъ приведеннаго ими изъ св. Писанія примѣра. Онъ не
указываетъ на то, что тексты могутъ подлежать злоупотребленію,
если ихъ прилагать къ ненависти и человѣческой враждѣ, зарож¬
дающейся въ фанатизмѣ религіозной суетности. Онъ не упрекаетъ
ихъ за равнодушіе къ страданію другихъ, на которое указывается
въ словахъ: „хочешь ли, мы скажемъ, чтобы огонь сошелъ съ
неба и истребилъ ихъ?'—нѣтъ, но, обернувшись, Онъ упрекнулъ
ихъ и сказалъ: „не знаете вы, какого духа 26), ибо Сынъ чело¬
вѣческій пришелъ не погублять души человѣческія, а спасать“.
Слова эти кратки и сострадательны, потому что въ самомъ за¬
блужденіи учениковъ, какъ оно ни было вопіюще, заключался еще
корень благородства. Ихъ ревность о Господѣ, ихъ любовь къ
Нему, ихъ преувеличенная оцѣнка гнусности оскорбленія, на¬
правленнаго противъ Него — все это было солью добрыхъ по¬
бужденій, которыя не давали ихъ дѣйствіямъ сдѣлаться совер¬
шенно злыми. Если они и заблуждались, то только въ воображе¬
ніи, что любовь къ Нему можетъ быть доказана яростью и мще¬
ніемъ противъ тѣхъ, кого они считали Его врагами, и что будто
бы Онъ желалъ, чтобы кто либо долженъ былъ погибнуть, а не
придти къ покаянію. Это былъ урокъ безконечной нѣжности и
безконечной терпимости, данный на всѣ времена; урокъ, постиг¬
нуть который не въ силахъ были въ теченіе цѣлыхъ столѣтій
вожаки религіозныхъ партій и сектъ. Всегда, когда только была
возможность къ тому, они прибѣгали къ цѣпямъ и эшафотамъ;
теперь, когда мірское оружіе отнято изъ ихъ рукъ, они мечутъ
стрѣлами, именно стрѣлами ожесточенныхъ словъ. И они прини¬
маютъ это за религію, считаютъ это нѣкоторымъ служеніемъ, благо¬
угоднымъ Христу! Въ евангельскомъ повѣствованіи сыновья Зеведея еще разъ
выдаются изъ среды собратьевъ-апостоловъ, и приэтомъ опять
являются учениками, которые не понимали обѣтованіи Христовыхъ
и лишь смутно восприняли Его ученіе. Случай этотъ совершился
въ. одинъ изъ самыхъ торжественныхъ моментовъ Его жизни. Отъ
ухищреній и отлученій своихъ враговъ, съ тяжелою оцѣнкою самой
своей головы, Христосъ удалился въ глубокое уединеніе въ малень¬
комъ городѣ Ефраимѣ. Тамъ Онъ оставался въ теченіе нѣсколькихъ
недѣль*;между смертью Лазаря и Пасхою (Іоан, хі, 54), пока съ