Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГЛАВА XXX. Возрастаніе ереси. До сего времени церковь оставалась дѣвой
чистой и непорочной. Егезиппъ. Три великія событія, какъ мы сказали, особенно глубоко по¬
вліяли на послѣдній и самый дѣятельный періодъ въ жизни св. ап.
Іоанна, именно Нероново гоненіе, паденіе Іерусалима и возраста¬
ніе ереси. Первыя два событія, бывшія чрезвычайно неожиданными и по¬
давляющими, нашли ужасающій отголосокъ въ Апокалипсисѣ.
Третье событіе совершалось постепенно. Слѣды его мы находимъ
въ посланіяхъ къ семи церквамъ. Но оно имѣло еще болѣе глу¬
бокое вліяніе на Евангеліе и посланія, бывшія драгоцѣннымъ пло¬
домъ наиболѣе зрѣлаго періода въ жизни апостола. Согласно пре¬
данію церкви они были написаны спеціально съ цѣлью борьбы
съ ересью, не методомъ открытой и запальчивой полемики, но
тѣмъ благороднѣйшимъ изъ всѣхъ методовъ, который состоитъ въ
неотразимомъ изложеніи соотвѣтствующихъ истинъ. Слово „ересь" не всегда имѣло одно и тоже значеніе. Пер¬
воначально оно не имѣло того худаго смысла, въ какомъ упо¬
требляется теперь. Въ классическомъ греческомъ языкѣ напр.
оно просто означало точку зрѣнія, школу философіи или мы¬
сли 'ио). Въ Новомъ Завѣтѣ оно уже означаетъ „партію", и
подъ нимъ разумѣется уже не просто усвоеніе ошибочныхъ мнѣній,
но отщепенство партійнаго духа 4“). Вполнѣ однакоже есте¬
ственно, что вскорѣ оно должно было получить значеніе ложной
точки зрѣнія, ложной системы 4|*). Христіанство, будучи боже¬
ственнымъ откровеніемъ, заключаетъ въ себѣ понятіе сообщества
и единенія во всѣхъ существенныхъ истинахъ, и тотъ, кто при¬
даетъ ненадлежащее преимущество своимъ собственнымъ произ¬
вольнымъ понятіямъ, кто придаетъ субъективнымъ представле¬
ніямъ или традиціоннымъ заблужденіямъ неограниченное вліяніе
на свое пониманіе истины, дѣлается еретикомъ. Въ этомъ смыслѣ
къ еретикамъ могутъ быть причислены многіе изъ тѣхъ, которые:
гордятся своимъ напыщеннымъ правовѣріемъ, потому что источ¬
никъ всякой ереси есть духъ гордости, и худшая изъ всѣхъ ере¬
сей есть духъ ненависти. Но, въ строгомъ и техническомъ смыслѣ
слова еретийъ тотъ, кто отрицаетъ основныя истины христіанства,
какъ воплощенныя во вселенскихъ символахъ, въ которыхъ: цер->
ковь первыхъ вѣковъ выразила свое ученіе. Но, какъ бы то ни.