Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
свѣтъ,' столь ярко загоравшійся надъ апостолами въ церкви Іеру¬
салимской, все болѣе и болѣе разсвѣталъ въ совершенный .день.
Евангеліе и посланія содержатъ .тѣ же самыя истины, какъ ,и
Апокалипсисъ 40В); но символы получаютъ болѣе духовный хара¬
ктеръ. Іерусалимъ, даже какъ символъ, уже не занимаетъ выдаю¬
щагося мѣста въ» мысляхъ аностола и положительныя іудейскія
постановленія теряютъ свое значеніе въ сравненіи съ богопозна¬
ніемъ, которе есть жизнь вѣчная. Апокалипсисъ главнымъ обра¬
зомъ занимается страшнымъ возмездіемъ; Евангеліе и посланія ру¬
ководятся идеалами любви. Если не имѣть въ виду этихъ сообра¬
женій, то станетъ невозможнымъ думать, чтобы писанія столь раз¬
личныя, даже при ихъ сходствѣ въ частностяхъ, могли принадле¬
жать одной и той же рукѣ. Въ Апокалипсисѣ мы имѣемъ ве¬
щественную эсхатологію, а въ позднѣйшихъ писаніяхъ — духовное
завершеніе. Апокалипсисъ есть выраженіе іудейскаго христіан¬
ства, а Евангеліе и посланія уже не служатъ для него выра¬
женіемъ. Представляемая пми противоположность выступаетъ несо¬
мнѣнно болѣе, чѣмъ ихъ сходныя черты, и можно даже сказать,
что эти произведенія никогда не существовали вмѣстѣ въ одной и
той же душѣ. Въ Апокалипсисѣ символы самаго неба имѣютъ глав¬
нымъ образомъ іудейскій и левитскій характеръ, а въ Евангеліи ясно
провозглашается исчезновеніе и уничтоженіе такихъ формъ. Въ
Апокалипсисѣ проявленія божественнаго гнѣва главнымъ образомъ
изображаются изреченіями, заимствованными изъ другихъ проро¬
ческихъ образовъ; въ позднѣйшихъ писаніяхъ Богъ изображается
почти исключительно свойствами состраданія и любви. Въ Апока¬
липсисѣ Христосъ есть левъ изъ колѣна Іудина, правитель, ко¬
торый жезломъ желѣзнымъ сокрушаетъ народы подобно сосуду гор¬
шечника; въ Евангеліи Онъ есть добрый Пастырь, который
полагаетъ душу свою за овецъ. Въ позднѣйшихъ сочиненіяхъ
нѣтъ ни войнъ, ни столкновеній, ни дѣлъ страшнаго мщенія, на
которыя святые въ Апокалипсисѣ зрятъ съ умиленіемъ; но міръ
есть нѣчто совершенно отличное отъ царства святыхъ, и царство
это духовно. Въ Апокалипсисѣ антихристъ является въ видѣ за¬
пятнаннаго кровью римскаго императора; въ посланіяхъ указы¬
вается много антихристовъ, и они представляютъ собою виды умо¬
зрительнаго заблужденія. Въ Апокалипсисѣ два воскресенія, оба
вещественны, одно прежде тысячелѣтняго царства Христова и одно
послѣ него. Въ Евангеліи первое и главное воскресеніе есть вос¬
кресеніе отъ смерти грѣха къ жизни праведности. Въ Апока¬
липсисѣ небо есть лишь мѣсто будущаго прославленія; въ посла¬
ніяхъ оно уже есть живое настоящее осуществленіе присутствія
Божія въ сердцѣ. Въ Апокалипсисѣ апостолъ увѣщаваетъ христі- і У.•А.Ѵ,.,ІЛ , Л»у1»-. > V. ".