Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
528 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. яростной борьбѣ Вителл'ія противъ Сабина и Домиціана и'въ по¬
слѣдовавшемъ затѣмъ побоищѣ произошло событіе, которое зло¬
вѣще звучало въ ушахъ-каждаго римлянина, именно сожженіе до
основанія храма Юпитера Капитолійскаго 19 декабря 69 года 38а).
Однимъ изъ замѣчательнѣйшихъ знаменій времени было то, что
на пространствѣ одного года погибло въ пламени два наиболѣе
знаменитыхъ святилища древняго міра — храмъ іерусалимскій и
храмъ великаго латинскаго бога. Эти событія не одними только
іудеями истолковывались въ смыслѣ окончательнаго распаденія им¬
періи. I. Флавій видѣлъ въ установленіи флавіевой династіи- .не¬
ожиданное избавленіе судьбы Рима отъ гибели" 388); Тацитъ смо¬
трѣлъ на 68 годъ какъ на такой, который угрожалъ быть по¬
слѣднимъ годомъ римскаго владычества зм). Апокалипсисъ 3-й
книги Ездры говоритъ объ орлѣ, которымъ онъ символизируетъ
Римъ, слѣдующее: „ты утѣснялъ кроткихъ, обижалъ миролюби¬
выхъ, любилъ лжецовъ, раззорялъ жилища тѣхъ, которые прино¬
сили пользу, и разрушалъ стѣны тѣхъ, которые не дѣлали тебѣ
вреда. И взошли ко Всевышнему обида твоя, и гордыня твоя—къ
Крѣпкому. Поэтому, исчезни ты, орелъ, съ страшными крыльями
твоими, съ гнусными перьями твоими, со злыми головами твоими,
съ жестокими когтями твоими и со всѣмъ негоднымъ тѣломъ
твоимъ, чтобы отдохнула вся земля и освободилась отъ твоего на¬
силія0 (3 Ездр. хі, 42■—46). Авторъ книги Варуха говоритъ о
Римѣ, городѣ, который причинялъ бѣдствія Іерусалиму: „ибо прій-
детъ на него огонь отъ Вѣчнаго на долгіе дни; на весьма долгое
время онъ будетъ обитаемъ бѣсами0 (Вар. іѵ, 35). Въ слѣдующихъ главахъ изображаются вопли и ликованія по слу¬
чаю участи павшаго Вавилона, и они находятъ себѣ отголосокъ
на небѣ Зз8). Силы небесныя выступили за всадникомъ, имя ко¬
торому Слово Божіе, и птицы воздушныя собрались для того,
чтобы питаться тѣлами царей и военачальниковъ, убитыхъ въ не¬
честивой битвѣ. Звѣрь и лжепророкъ повергаются въ огненное
озеро, и ихъ послѣдователи избиваются мечемъ небеснаго всад¬
ника. Сатана связывается на тысячу лѣтъ, и начинается тысяче¬
лѣтнее царство святыхъ38*). Когда кончатся эти тысяча лѣтъ, сатана
будетъ освобожденъ, чтобы собрать всѣхъ язычниковъ, Гога и Ма-
гога 387), для окончательной битвы противъ Бога, послѣ чего онъ
будетъ низвергнутъ въ тоже озеро огненное, гдѣ находятся звѣрь
и лжепророкъ. Затѣмъ воздвигается великій бѣлый престолъ, и
начинается судъ надъ мертвыми. Является новое небо и новая
земля. Блистая золотомъ и драгоцѣнными украшеніями 388), новый
Іерусалимъ сходитъ съ неба отъ Бога *8®); по улицамъ его те¬
кутъ прозрачныя,- какъ кристаллъ, рѣки воды жпзни; въ немъ