Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
622 ~ ПЕЕВЦК ДНИ ХІ’ИСТІА НСТВА.1 • мудрости и предостордж ности, съ которыми онъ выполнялъ свои
планы. . , „т 4. „Онъ дѣйствуетъ со всею властію перваго звѣря*. Это опять
лучше приложимо къ Веспасіану, чѣмъ къ кому либо другому.
Первый взрывъ іудейской войны произошелъ въ то время, когда
Неронъ, наслаждался своими безумными эстетическими выходками
въ Ереціи въ 66 году. Услышавъ о немъ, онъ тотчасъ же отпра¬
вилъ Веспасіана для подавленія возстанія. Для полководца, постав¬
леннаго въ такое положеніе, было бы легко возстать противъ за¬
пятнаннаго кровью царственнаго актера, который тогда позорилъ
міръ. Но пока живъ былъ императоръ, Веспасіанъ, хотя и не
любимецъ Нерона, оставался вполнѣ вѣрнымъ ему. 5. И. онъ заставляетъ всю землю и живущихъ на ней по¬
кланяться первому звѣрю, у котораго смертельная рана исцѣ-
лѣла. Заставить повиноваться Нерону, которому даже при жизни
„покланялись" какъ Богу, было нарочитою цѣлью отправленія Вес¬
пасіана на востокъ. Кромѣ того нужно имѣть въ виду, что подъ
звѣремъ разумѣется какъ Неронъ, такъ и Римская имперія вооб- '
ще, и Риму, подъ видомъ богини Коша, покланялись въ многихъ
провинціяхъ ). 6. Можетъ показаться невозможностью, чтобы какой либо рим¬
скій полководецъ претендовалъ на твореніе великихъ знаменій,
тѣмъ менѣе можно находить въ жизни кого либо изъ нихъ что
либо такое, чтб могло бы соотвѣтствовать особенно низведенію огня
съ неба. И однакоже Веспасіанъ есть одинъ изъ тѣхъ рим¬
лянъ, изъ тѣхъ высокопоставленныхъ и уполномоченныхъ импе¬
раторскою властью римлянъ, къ которымъ приложимо такое из¬
реченіе. Посѣщеніе имъ Александріи сопровождалось именно зна¬
меніями и чудесами, которыя находили большую вѣру въ народѣ.
По его мановенію не только Нилъ въ одинъ день поднимался
выше, чѣмъ сколько это было когда либо раньше, но Веспасіанъ
по народному вѣрованію совершалъ даже чудеса надъ отдѣльными
лицами 3‘8). Онъ, помазавъ слюной глаза слѣпаго человѣка, будто
бы возстановилъ ему зрѣніе; предъ большимъ собраніемъ народа
онъ исцѣлилъ хромаго, и показывалъ замѣчательный примѣръ
втораго зрѣнія 3‘9). Правда, мы нигдѣ не читаемъ, чтобы онъ дѣй¬
ствительно низводилъ огонь съ неба; но это выраженіе можетъ
иносказательно свидѣтельствовать объ огнѣ и мечѣ, которыми онъ
опустошалъ Палестину, и мы можемъ видѣть даже то обстоятель¬
ство, которое дало поводъ къ этому образному выраженію. Лже¬
пророкъ здѣсь изображается какъ лже-Илія, и при этомъ было
обстоятельство,, которое мотло подсказать нѣкоторую антитезу между
этими двумя лицами. Веспасіанъ посѣщалъ гору Кармилъ, и тамъ