Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
АПОКАЛИПСИСЪ, второй звѣрь и лжепророкъ; Э'ИІ моремъ полуостровѣ въ родѣ Италіи, откуда вышелъ Неронъ,, но
въ обширномъ материкѣ Азіи, т. е. возростаніе его силы на¬
ходилось въ связи съ востокомъ. Если слова „изъ земли" пе¬
реводить въ смыслѣ „изъ страны", то тогда они приложимы
къ Іудеѣ. Между тѣмъ, какъ іудеи 3'*), такъ и язычники зм)
были поражены тѣмъ обстоятельствомъ, что Веспасіанъ, какъ им¬
ператоръ, „вышелъ изъ Іудеи", и возвышеніе его въ этой, странѣ
они связывали съ многими предсказаніями, ходившими тогда не
толыш на востокѣ, но и среди самихъ римлянъ,—предсказаніями,
которыя были извѣстны болѣе чѣмъ одному изъ кесарей и оказы¬
вали не мало вліянія на ихъ стремленія и дѣйствія. 2. Онъ имѣлъ два рога, подобные агнчимъ. Тутъ едвали хоть
къ одному изъ тѣхъ лидъ, которыя по предположенію соотвѣт¬
ствовали лжепророку, можетъ быть въ какомъ-либо отношеніи
приложимо это описаніе. Къ Веспасіану же оно прилагается за¬
мѣчательнымъ образомъ. Его натура и языкъ, въ сравненіи съ
натурой какого нибудь Калигулы, Нерона, были безусловно кротки.
Къ крови и бѣдствію враждебнаго народа онъ, правда, былъ столь
же равнодушенъ, какъ и всѣ римляне; но въ характерѣ этого
достойнаго гражданина не было ничего въ сущности дикаго и
кровожаднаго зе*). Между тѣмъ, такъ какъ десять роговъ перваго
звѣря означаютъ десять областныхъ правителей, десять силъ, ко¬
торыя сначала были источникомъ его могущества, то мы должны
ожидать, что два рога также означаютъ лидъ и особенно лицъ по
своей дѣятельности болѣе или менѣе великихъ, въ существованіи
которыхъ заключалась сила агнцеподобиаго звѣря. А въ такомъ
положеніи какъ разъ и находился Веспасіанъ. Сила его заклю¬
чалась въ томъ обстоятельствѣ, что онъ имѣлъ двухъ сыновей, ко¬
торые оба были людьми замѣчательными. Это были Титъ, покори¬
тель Іудеи, съумѣвшій держать войско въ твердой преданности
ему въ то время, какъ онъ ожидалъ дѣйствительнаго захвата им¬
ператорской власти, и Домиціанъ, который руководилъ его пар¬
тіей въ Римѣ. Еслибы не ихъ содѣйствіе, то его дѣло не имѣло
бы столь рѣшительной удачи. И оба они послѣ его смерти наслѣ¬
довали ему на престолѣ 8В6). 3. Онъ говорилъ какъ драконъ или змѣй, т. е. онъ употреб¬
лялъ языкъ своеобразный, языческій, особенно тонкій и обманчи¬
вый. Намекъ этотъ могъ относиться къ обстоятельствамъ, которыя
были лучше извѣстны ап. Іоанну, чѣмъ намъ; но имѣетъ ли онъ
общій или частный характеръ, во всякомъ случаѣ имѣется до¬
статочное доказательство, что выраженіе это совершенно умѣстно
въ описаніи возвышенія Веспасіана, и соотвѣтствуетъ той змѣиной