Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
520 - ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. Бывать римскую чернь и движущимися статуями. Затѣмъ Симонъ
Волхвъ поісазыв'алъ свои волшебныя силы именно въ Римѣ, и,
по преданію, ѳвъ выставлялъ ихъ съ непосредственною цѣлью
пріобрѣсти вліяніе надъ Нерономъ. По свидѣтельству сказанія,
въ этомъ онъ вполнѣ успѣлъ, и его вліяніе нанравлено было къ
тому, чтобы побудить императора преслѣдовать и избивать хри¬
стіанъ. Черты эти сообщаются не у одного, а у многихъ авто¬
ровъ 34э), и хотя источники, изъ которыхъ мы беремъ эти свѣде¬
нія, крайне сомнительны, однакоже нѣтъ ничего невѣроятнаго въ
предположеніи, что Симонъ Волхвъ дѣйствительно проникъ въ
Римъ (этотъ резервуаръ, какъ говоритъ Тацитъ 350, въ который
стекалось все грязное и постыдное), и тамъ старался обольстить
слабоумныхъ тѣми же самыми механическими фокусами, которые
пріобрѣли ему столько приверженцевъ среди простодушныхъ сама¬
рянъ (Дѣян. ѵш, 11). Если мы предположимъ, что онъ своими
фокусами очаровалъ Нерона и былъ однимъ изъ тѣхъ лицъ іудей¬
скаго племени, которыя, вмѣстѣ съ Алитуромъ и I. Флавіемъ,
внушали Нерону и его приближеннымъ дѣлать различіе между
іудеями и христіанами и преслѣдовать послѣднихъ, уважая въ то
же время первыхъ, то въ лицѣ Симона Волхва вполнѣ становится
понятнымъ второй звѣрь Апокалипсиса, особенно въ свойствахъ
лже-пророка. Правда, языческіе историки ничего не говорятъ каса¬
тельно его и его дѣлъ: но самыя событія эти не имѣли полити¬
ческаго значенія и лежали внѣ ихъ сферы. Они относятся къ ис¬
торіи церкви, а не государства *“). Но Викторинъ невидимому
прямо указываетъ на Симона Волхва, когда, намекая на знаме¬
ніе, произведенное лже-пророкомъ, говоритъ, что „волхвы совер¬
шаютъ подобныя вещи даже до сегодня при помощи низвергну¬
тыхъ ангеловъ“. ш. Теперь мы переходимъ отъ того, что можетъ быть названо
церковною и религіозною областью предположенія, къ политиче¬
ской. Нужно помнить, что второй звѣрь называется лжепророкомъ
только, такъ сказать, по его дѣйствіямъ. Нельзя ли видѣть его и
въ другой области римской жизни? Многое, какъ намъ думается, говоритъ въ пользу предполо¬
женія Гильгенфельда 332), что подъ лжепророкомъ или подъ „дру- '
гимъ звѣремъ изъ земли* разумѣется Веспасіанъ. Приложимъ къ
нему тѣ десять признаковъ, которые указываются тайновидцемъ. 1. Такъ какъ это дикій звпрь, то напередъ можно считать
вѣроятнымъ, что онъ принадлежитъ къ языческому міру. Онъ вы¬
ходитъ „изъ суши" или „изъ земли*. Если мы примемъ первый
переводъ, то онъ можетъ указывать на то, что звѣрь этотъ имѣлъ
свое происхожденіе не въ морѣ или въ какомъ-либо омываемомъ