Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
АПОКАЛИПСИСЪ. ВТОРОЙ ЗВѢРЬ И ЛЖЕПРОРОКЪ. „Халдей" Ѳразиллъ 338). Поцпея, жена Нерона, надѣла въ своему
домѣ „многихъ" изъ нихъ эа9). У Нерона былъ свой Балбиллт,
у Отона былъ Птолемей 851); у Веспасіана—Селевкъ 342); у Доми¬
ціана—Асклетаріонъ э1:<). Агриппина прибѣгала къ халдеямъ дд?
гаданіи о благопріятномъ часѣ Вороновой узурпаціи 34*). И среди
всѣхъ императоровъ едвали есть такой, исторія котораго не на¬
ходилась бы въ какой нибудь связи съ авгурствомъ, предсказа¬
ніями и сновидѣніями зи). Въ царствова,ніе Нерона эти предска¬
затели получили особенное значеніе 3<"), такъ какъ безпокойная
и мучимая угрызеніями совѣсти душа этого врага церкви Христо¬
вой постоянно усиливалась проникнуть въ будущее. Замѣчательно,
что они особенно раздували его восточныя мечтанія, и нѣкоторые
изъ нихъ заходили даже такъ далеко, что обѣщали ему имперію
іерусалимскую. Тѣмъ не менѣе всѣ сознавали, что вліяніе предсказателей
не было столь важнымъ даже въ царствованіе Нерона, чтобы
прилагать къ нему десять опредѣленныхъ апокалипсическихъ ука¬
заній тайновпдца. Лже-пророни едвали въ какомъ либо смыслѣ
были уполномоченными или аііег е§о императора. Съ вѣроятностью
однакоже можно полагать, что какъ подъ символомъ звѣря разу¬
мѣется одна личность, такъ одна личность разумѣется п подъ его
ложнымъ пророкомъ. п. Въ общемъ однакоже больше можно сказать въ пользу
взгляда, что подъ вторымъ звѣремъ или ложнымъ пророкомъ ра¬
зумѣется Симонъ Волхвъ. Въ одномъ отношеніи онъ ■ съ замѣча¬
тельною точностью соотвѣтствуетъ этимъ символамъ. Его креще¬
ніе давало ему извѣстное агнчье подобіе христіанству, между тѣмъ
какъ его грубые обманы были голосомъ змѣя. Христіанское пре¬
даніе, вѣроятно основанное на фактахъ, много говоритъ о его мни¬
мыхъ. чудесахъ, и два класса этихъ чудесъ какъ разъ того именно
свойства, которое указывается здѣсь. Здѣсь говорится напримѣръ,
что второй звѣрь ризводитъ огонь на землю. Между тѣмъ, среди
чудесъ Симона, какъ говоритъ преданіе, было одно, въ которомъ
онъ являлся облеченнымъ въ пламени э41), Здѣсь говорится, ч-тр
второй звѣрь вдыхаетъ жизнь въ изображеніе перваго звѣря, и о
-Симонѣ прямо разсказывается, что онъ заставлялъ двигаться
іСігатуи, такъ что могъ даже мнимо заставлять ихъ говорить84в).
Ерлп онъ вообще дѣлалъ попытки подобнаго обмана, тѣмъ
.вѣроятнѣе онъ могъ прилагать этотъ фокусъ къ статуѣ импе¬
ратора-—.„изображенію звѣря", чѣм?д къ кому либо другому.
;Вс.е, что /.требовалось здѣсь, это небольшой механизмъ и- це-
. миог,о искусства въ чревовѣщаніи. Если въ. .средніе вѣка были
гпршѣры ..плачущихъ,; -.цтатуй-ададонцъ, то не трудно бщо, с$Щг