Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
518 , ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. ставляли личное достояніе лишь тѣхъ отдѣльныхъ толкователей,
которые высказывали ихъ. Мы можемъ быть увѣрены, что ничто
не было болѣе чуждымъ духу писателя, чѣмъ желаніе удовлетво¬
рить фантастическое любопытство христіанъ восемнадцати вѣковъ
касательно будущихъ событій, которыхъ они никогда не въ силахъ
были предвидѣть или даже впослѣдствіи признать въ нихъ соот¬
вѣтствіе съ предсказаніями. Сходство Нерона съ Антіохомъ Епи¬
фаномъ, какъ воплощеніемъ дикой вражды къ народу Божію въ
книгѣ Даніила, съ достаточностью внушаетъ увѣренность, что въ
повѣствованіи о второмъ звѣрѣ, какъ и въ повѣствованіи о пер¬
вомъ, тайновидецъ прежде всего имѣлъ въ виду какое либо со¬
временное лицо или явленіе. Устраняя многія уже разсмотрѣнныя
нами въ другомъ мѣстѣ предположенія что именно подъ
этимъ вторымъ звѣремъ разумѣется Балбиллъ ефесскій, Тиверіи
Александръ, I. Флавій, или Гессій Флоръ—три только предполо¬
женія кажутся намъ заслуживающими особаго разсмотрѣнія. і. Одно изъ нихъ высказано Викториномъ Петтавскимъ (въ
303 г. по Р. Хр.). Онъ думаетъ, что подъ этимъ звѣремъ и лже¬
пророкомъ разумѣется римская авгуріальная система. Въ этомъ
предположеніи много вѣроятнаго, и мы можемъ мимоходомъ замѣ¬
тить, что Викторинъ въ ііі столѣтіи, равно какъ и св. Ириней
во іі-мъ, видѣли, что Апокалипсисъ вращался въ области современ¬
ныхъ событій. Раннее появленіе такого толкованія могло зависѣть
даже отъ какого нибудь отголоска еще болѣе древняго преданія.
Несомнѣнно во всякомъ случаѣ, что, отождествляя повидимому
втораго звѣря съ лже-пророкомъ (хѵі, 13; хіх, 20; хх, 10), св.
ап. Іоаннъ даетъ нѣкоторую санкцію этому взгляду. Вліяніе, какое
оказывали въ это время на народъ разные халдеи, математики,
астрономы, маги, авгуры, медики, пророки, гадатели по гороскопамъ,
волшебники, снотолкователи, сивиллисты 334), восточные шарла¬
таны всякаго рода, отъ Аполлонія Тіанскаго и Александра Або-
нотиха до Перегрина, есть обычное явленіе, съ которымъ мы
постоянно встрѣчаемся въ вѣкъ кесарей. Они появились въ Римѣ
столѣтія за два до Рождества Христова. Уже Энній съ презрѣ¬
ніемъ упоминаетъ о нихъ ззв). Въ 139 г. до Р. Хр. имъ прика¬
зано было оставить Италію въ десять дней. Въ 33 г. до Р. Хр.
они опять изгнаны были эдиломъ Агриппой. Императоры Августъ
и Тиверіи также издавали противъ нихъ суровые указы ззе). Но
они удерживали подъ собою почву 337)- Тацитъ называетъ указъ
Клавдія- „суровымъ и необыкновеннымъ“. Какъ изъ Тацита, такъ
и пзъл анекдотовъ Светонія мы видимъ, что почти каждый им¬
ператоръ}-чувствовалъ склонность къ этимъ предсказаніямъ и за¬
нимался! шгш - У' Тиверіи между ближайшими друзьями считался