Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
АПОКАЛИПСИСЪ. ВТОРОЙ ЗВѢРЬ И ЛЖЕПРОРОКЪ. меніе? Великимъ затрудненіемъ при отвѣтѣ на этотъ вопросъ слу¬
житъ для насъ то обстоятельство, что въ первыхъ двухъ столѣ1
тіяхъ не сохранилось касательно этого предмета ни малѣйшаго
слѣда въ преданіи. Самая ранняя мысль дается Викториномъ въ
концѣ третьяго вѣка. Толкователи всѣхъ школъ, съ ихъ под¬
раздѣленіями, чувствовали здѣсь непреоборимое смущеніе и должны
были довольствоваться объясненіями, стоящими въ противорѣчіи
съ какимъ либо изъ тѣхъ самыхъ указаній, которыми намъ при¬
ходится руководиться. Что это за указанія? Они даются главнымъ образомъ въ Откр. хш, 11 —17 и со¬
стоятъ въ слѣдующемъ: 1) „И увидѣлъ я другаго звѣря, выходящаго изъ земли 2) „Онъ имѣлъ два рога, подобные агнчимъ“; 8) „И говорилъ какъ драконъ"; 4) „Онъ дѣйствуетъ предъ нимъ со всею властію перваго звѣря"; 5) „И заставляетъ всю землю и живущихъ на ней покла¬
няться первому звѣрю, у котораго смертельная рана исцѣлѣла"; 6) „И творитъ великія знаменія, такъ что и огонь низводитъ
съ неба на землю предъ людьми. И чудесами, которыя дано было
ему творить предъ звѣремъ, онъ обольщаетъ живущихъ на землѣ,
говоря живущимъ на землѣ, чтобы они сдѣлали образъ звѣря, ко¬
торый имѣетъ рану отъ меча и живъ*. 7) „И дано ему было вложить духъ въ образъ звѣря, чтобы
образъ звѣря и говорилъ"; 8) „И дѣйствовалъ такъ, чтобы убиваемъ былъ всякій, кто
не будетъ покланяться образу звѣря"; 9) „И онъ сдѣлаетъ то, что всѣмъ, малымъ и великимъ,
богатымъ и нищимъ, свободнымъ и рабамъ, положено будетъ на¬
чертаніе на правую руку ихъ или на чело ихъ"; 10) „И что никому нельзя будетъ ни покупать, ни продавать,
кромѣ того, кто имѣетъ это начертаніе, или имя звѣря, или число
имени его". Дополнительными данными къ этому служатъ еще только
параллельныя описанія въ Откр. хіх, 20, гдѣ онъ описывается
подъ другимъ видомъ, какъ „лже-пророкъ, производившій чудеса
предъ нимъ, которыми онъ обольстилъ принявшихъ начертаніе
звѣря и поклоняющихся его изображенію". Съ цѣлію открыть значеніе этого символа, мы опять можемъ
перебрать множество праздныхъ догадокъ тѣхъ толкователей, ко¬
торые старались подогнать Апокалипсисъ къ предсказанію о
подробностяхъ всей послѣдующей церковной исторіи. Но догадки
эти не имѣютъ для насъ никакого значенія. Онѣ обыкновенно со¬