Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЭЬЬ ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. любіе безконечно болѣе священны, чѣмъ условное правовѣріе или
традиціонная экзегетика. Въ дѣйствительности однакоже этотъ вопросъ отнюдь не за-
трогиваетъ достоинства Откровенія. Св. ап. Іоаннъ пользуется обыч¬
нымъ вѣрованіемъ, какъ онъ могъ воспользоваться и всякимъ дру¬
гимъ современнымъ фактомъ или всякимъ другимъ современнымъ
мнѣніемъ, просто съ цѣлью представить символъ и получить воз¬
можность указать на то именно лицо, которое онъ описываетъ.
Внѣшній характеръ символики отнюдь не затрогиваетъ истины
тѣхъ великихъ началъ, которыя онъ открываетъ. Божественная
надежда и утѣшенія, которыми переполненъ Апокалипсисъ, дра¬
гоцѣнные уроки, которыми изобилуетъ онъ, ни въ малѣйшей сте¬
пени не затрогиваются тѣмъ обстоятельствомъ, что онъ изобра¬
жаетъ нероновскаго звѣря красками, которыми могъ бы восполь¬
зоваться для его изображенія и всякій другой историкъ, какъ
гражданскій, такъ и священный. Но нужно замѣтить затѣмъ, что даже еслибы эта подробность
о личномъ возвращеніи Нерона имѣла какое нибудь существенное
значеніе въ общемъ предсказаніи, то и въ такомъ случаѣ она
символически исполнилась съ необычайною точностью. Неронъ,
вопрекй народному вѣрованію, въ дѣйствительности не нашелъ себѣ
убѣжища среди парѳянъ и никогда не былъ возстановленъ при
содѣйствіи ихъ, какъ это ожидалось въ то время; но такого ожи¬
данія въ сущности и нѣтъ въ Апокалипсисѣ и оно отнюдь не за¬
ключается въ его существенномъ значеніи. Всякій послѣдующій
врагъ христіанской церкви обнаруживалъ въ себѣ отличительныя
черты Нерона. Если пророчество о возвращеніи пророка Иліи на¬
ходило соотвѣтствующее исполненіе въ служеніи Іоанна Крести¬
теля, то пророчество о возвращеніи Нерона нашло соотвѣтствен¬
ное осуществленіе въ Домиціанѣ, Деціѣ, Діоклитіанѣ и въ мно¬
гихъ послѣдующихъ гонителяхъ святыхъ Божіихъ. Иносказаніе мо¬
жетъ допускать только иносказательное истолкованіе; и въ лицѣ
Домиціана 33'), какъ мы увидимъ далѣе, предсказаніе о явленіи
врага Христова въ лицѣ Иего гесіітіѵиз, можно сказать, исполни¬
лось 38а) почти буквально и во всякомъ случаѣ символически. ѵі. Второй звѣрь и лжепророкъ. Но если Неронъ есть звѣрь изъ моря, то кто такой звѣрь изъ
земли? Если. Неронъ въ параллельныхъ мѣстахъ представляетъ
собою смертельно раненую и однакоже неубитую голову звѣря, то
кто такой ложный пророкъ, который совершалъ предъ нимъ зна-