Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
АПОКАЛИПСИСЪ. ЗВѢРЬ ИЗЪ МОРЯ. ' ' 5ІІ ■ \ ■ методомъ и въ этомъ случаѣ, хотя я предостерегаю васъ, что .это
можетъ представить вамъ нѣкоторыя затрудненія “. Онъ очевидно
предполагалъ, что нѣкоторые изъ нихъ отгадаютъ значеніе этого
числа, указывавшаго на человѣка, хотя въ тоже время и указывалъ на
то, что въ этомъ числѣ заключается одинъ неожиданный элементъ,
затруднявшій рѣшеніе. Если бы это было просто имя въ числовомъ
значеніи его греческихъ буквъ, то тутъ не было бы большаго за¬
трудненія, такъ что всякій болѣе или менѣе образованный чита¬
тель легко могъ открыть его значеніе. Ему пришлось бы только
сообразить, кто изъ живущихъ людей имѣлъ тѣ свойства, которыя
тайновидецъ придалъ звѣрю, и имена которыхъ, считаемыя по
числовому значенію буквъ, составили бы число 666. Такъ какъ
едвали было какое нибудь другое лицо, къ которому могло бы
быть приложимо это апокалипсическое описаніе, то имя Нерона,
по всей вѣроятности, было первымъ, какое только могло предста¬
виться всякому христіанскому читателю изъ іудеевъ. Но здѣсь онъ
сразу же долженъ былъ натолкнуться на затрудненіе. Онъ нахо¬
дилъ, что Неронъ, по значенію греческихъ буквъ, составилъ бы
5(Н-5-»-100+800-і-50=1,005. Еслибы онъ попытался исчислить
слово Неронъ Еесаръ, то это составило бы 1005+332=1387. По¬
чти всякая комбинація, какую бы онъ подвергъ исчисленію,
оказалась бы неудачною, и очень возможно, что онъ въ отчаяніи
отказался бы отъ этой задачи, предполагая, что у него нѣтъ до¬
статочной мудрости, хотя и могъ разрѣшать многія подобныя
задачи въ Сивиллинскихъ или подобныхъ книгахъ. Такъ, въ
„Сивиллинскихъ книгахъ" поэтъ указываетъ на имя Іисуса, по-
гречески Ъ]аоо;, говоря, что въ этомъ словѣ находится четыре глас¬
ныхъ и двѣ согласныхъ, и что все число равнозначуще восьми
единицамъ, восьми десяткамъ, восьми сотнямъ, т. е. восьми стамъ
восьмидесяти восьми (’Ьзаоо?=10+8+200+70+400+200 =888).
И ни одинъ погречески говорящій христіанинъ не имѣлъ бы осо¬
беннаго затрудненія при разрѣшеніи этой задачи. Такъ какъ однако¬
же всѣ другіе признаки указывали столь ясно на Римъ и Нерона,
то греческій христіанинъ-читатель могъ весьма естественно попы¬
тать счастія на словѣ „латинянинъ" (Хатегѵо;=30+1+-300 *-5 +
104-50-^70+200=666), какъ на общемъ обозначеніи Рима и „ла¬
тинянина “. Этимъ объясняется преобладаніе такого объясненія
среди отцевъ и учителей церкви, начиная съ св. Иринея, имѣв¬
шаго возможность слышать это отъ св. Поликарпа, который въ
свою очередь видѣлъ св. ап. Іоанна въ его преклонномъ возра¬
стѣ 316). Эти ранніе христіанскіе писатели были, такъ сказать,
на вѣрномъ пути; однакоже слово „латинянинъ" едвали могло
вполнѣ удовлетворять ихъ. Это неопредѣленное названіе, да и во-