Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
510, ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. лѣтій многіе христіане отождествляли Нерона съ этимъ апокалип¬
сическимъ звѣремъ. Восточное царство давно было обѣщано ему
предсказателями 3,°). Авторъ „Вознесенія Исаіи* говоритъ, что
Веліаръ снизойдетъ съ неба въ видѣ человѣка, нечестиваго царя,
убійцы своей матери (т. е. въ видѣ Нерона) 8"). Равнымъ обра¬
зомъ и Коммодіанъ въ третьемъ столѣтіи говоритъ о Неронѣ какъ
вышедшемъ изъ подземнаго міра 31 г). Мало того, мы можемъ ука¬
зать на самый ранній, какой только существуетъ, греческій ком¬
ментарій на Апокалипсисъ, именно комментарій Андрея, епископа
Кесаріи Каппадокійской, который говоритъ, что „царь римлянъ
придетъ въ качествѣ антихриста для разрушенія четырехъ, царствъ
Даніила*. Но какбы съ цѣлью исключить всякую возможность
сомнѣнія касательво этого предмета, св. ап. Іоаннъ, послѣ всѣхъ
этихъ ясныхъ указаній, почти буквально назвалъ самое имя чело¬
вѣка, котораго онъ разумѣетъ подъ антихристомъ и звѣремъ, подъ
обоготвореннымъ и однакоже убитымъ и имѣющимъ ожить убій¬
цей святыхъ. Онъ дѣлаетъ это въ послѣднихъ стихахъ этой
главы. Они представляютъ семнадцатую подробность, въ которой
тайновидецъ непосредственно и ясно указываетъ на худшаго изъ
римскихъ императоровъ. » 17. „Здѣсь мудрость*, говоритъ онъ (хш, 18), или, какъ онъ
выражаетъ эту мысль въ хѵп, 9: „здѣсь умъ, имѣющій мудрость*,
или, быть можетъ, какъ понимаетъ это мѣсто Эвальдъ: „таковъ
смыслъ, и всякій, имѣющій мудрость, пойметъ это такъ*. „Кто
имѣетъ умъ, тотъ сочти число звѣря; ибо это число человѣческое*.
Другими словами, онъ говоритъ, что теперь намѣренъ численно
указать имя, которое онъ не смѣлъ выразить буквально. Іудею
или іудейскому христіанину сразу становилось понятнымъ, что те-
* перь апостолъ намѣревался представить примѣръ одной изъ формъ
того кабаллистическаго метода, слѣды котораго встрѣчаются даже
у древнихъ пророковъ и который былъ извѣстенъ раввинамъ подъ
именемъ гематріи,, т. е. геометріи, или числоваго обозначенія
именъ 8І8). Христіане изъ язычниковъ не были столь знакомы съ
этимъ методомъ 8І4); но мы изъ св. Иринея видимъ, что и они
легко могли получить ключъ къ нему, отъ своихъ іудейскихъ со¬
братьевъ, для которыхъ главнымъ образомъ и предназначался Апо¬
калипсисъ 81 *). Съ выдачей этого секрета не соединялось особен¬
ной опасности, хотя открытое провозглашеніе его могло стоить
жизни всякому, кто' бы рѣшился на это, и во всякомъ случаѣ
могло угрожать опасностью всей общинѣ. Бъ дѣйствительности
ап. Іоаннъ имѣетъ въ виду сказать слѣдующее: „теперь я укажу
вамъ имя звѣря въ его числовомъ значеніи. Вы слышали много
образчиковъ этого метода, такъ что можете воспользоваться этимъ