Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
АПОКАЛИПСИСЪ. ЗВ'ЪРЬ ИЗЪ МОРЯ. ъш ■. (
& іг,- . Парѳія была въ дружественныхъ отношеніяхъ къ нему, и Арме¬
нія, въ лицѣ Тиридата, положила свою діадему къ ногамъ его іяі).
Даже Иродъ Великій, хотя самъ былъ могущественный царь, обык¬
новенно называлъ римлянъ всемогущими. .16. И поклонятсяі ему 'всѣ живущіе на землѣ, кромѣ послѣ¬
дователей Агнца, закланнаго отъ созданія міра. Это, какъ мы
видѣли, было буквально вѣрно въ отношеніи императоровъ, какъ
при жизни, такъ и послѣ смерти ихъ. Въ то ужасное время культъ
императора былъ почти единственною искреннею религіею, какая
еще существовала ). ' Затѣмъ слѣдуютъ два стиха (хш, 9, 10), которые не прямо
относятся къ символу. Они составляютъ или предсказаніе о воз¬
мездіи, даваемомъ въ утѣшеніе страждущихъ святыхъ 29е), или,
если мы примемъ чтеніе, которое кажется болѣе вѣроятнымъ, со¬
ставляютъ объявленіе, что святые должны, правда-, страдать, но
свои страданія они должны переносить въ вѣрѣ и терпѣніи (хш, 10). Въ этихъ отдѣлахъ такимъ образомъ мы имѣемъ шестнадцать
указаній касательно того, кто и что разумѣется подъ апокалип¬
сическимъ звѣремъ, и каждое изъ нихъ неоспоримо указываетъ
на Римъ и Нерона. Они столь прямо указываютъ на Римъ и
Нерона, что трудно предполагать, какъ писатель, усвоивъ хо¬
рошо извѣстный и литературный методъ іудейскихъ апокалип¬
сисовъ, который былъ загадоченъ по самой своей сущности 23\
могъ бы выразить свою мысль менѣе загадочно. Самое замѣчатель¬
ное указаніе, что здѣсь главнымъ образомъ разумѣется Неронъ,
заключается въ томъ, что сходство наиболѣе' близко именно въ
наиболѣе загадочныхъ подробностяхъ. Онъ былъ смертельно ра¬
ненъ, и однакоже (согласно тогдашнему мнѣнію, которое здѣсь
принято для описательныхъ цѣлей, и которое символически, хотя
не буквально, истинно) рана исцѣлѣла. Затѣмъ онъ былъ пятый
царь, который былъ и нѣтъ его, и однакоже (какъ ходило на¬
родное вѣрованіе) онъ долженъ былъ еще разъ явиться—именно
восьмымъ царемъ и однимъ изъ семи !й8). Еслибы у насъ не было
совершенно простаго ключа къ тому, что обозначается этимъ за¬
гадочнымъ описаніемъ, то .пришлось бы отказаться отъ всякаго
истолкованія, какъ невозможнаго. Но ключъ дается намъ не только
іудейскими талмудистами 29а) и языческими историками и авторами
въ родѣ Тацита 30°), Светонія 30‘), Діона Кассія 302) и Діона Хри¬
зостома 303), но также и христіанскими отцами и учителями какъ
св. Ириней 30в), Лактанцій 305), Викторинъ, Сульпицій Северъ 306)
и авторъ,, Сивиллинскихъ книгъ“ 30'3); даже блаж.. Іеронимъ 308) и
Августинъ 31,а). Ничто не можетъ служить болѣе рѣшительнымъ до¬
казательствомъ, чѣмъ эти указанія, что въ теченіе четырехъ сго- . . -^/ г;* ”• . / -іѴв -.*ѵ Л -.с*->*')'' - - у"
г -л ■ ■“ еіІ