Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СВ. АІІ. ІОАННЪ. картину. Онъ пишетъ какъ тотъ, которому даровано было знаты
нѣчто изъ самыхъ задушевныхъ мыслей своего Учителя ІЭ). И однако--
же это высокое почтеніе, эта выдающаяся личная любовь1 возни-,
кала не; отъ безупречной идеальности его характера. Юноша,
который столь знакомъ намъ благодаря итальянскому искусству,
юноша неземной красоты, съ чертами почти женственной нѣжно¬
сти, . съ длинными свѣтлыми локонами, ниспадающими на плечи,
и. съ орломъ, сидящимъ рядомъ, не есть ап. Іоаннъ Новаго Завѣта:
онъ не есть ни Іоаннъ первыхъ трехъ евангелистовъ и Апока¬
липсиса, ни Іоаннъ четвертаго евангелія и посланій, но односто¬
ронняя идеализація христіанскихъ живописцевъ 2о). Іисусъ любилъ
его вслѣдствіе его теплыхъ чувствъ, его преданной вѣрности, его
пламенной ревности, его восторженнаго энтузіазма, а не потому,
что его характеръ какбы приближался къ совершенству. Юному
Іоанну предстояло очень многому поучиться и въ очень многомъ
разучиться. Онъ не чуждъ былъ недостатковъ: раздражительности,
нетерпѣливости, заносчиваго себялюбія, тщеславнаго буквализма,
отсутствія разсудительности и нѣжности, тупости разумѣнія и оже¬
сточенности сердца, которые, какъ правдиво передаютъ евангелія,
были общими у всѣхъ учениковъ ЗІ). Мало того, замѣчательно, что
при всякомъ случаѣ, при которомъ онъ чѣмъ либо выдавался,
одинъ или вмѣстѣ съ своимъ братомъ, онъ выдавался непремѣнно
въ связи съ какимъ нибудь заблужденіемъ въ мысли или въ дѣй¬
ствіи. Онъ долженъ былъ разучиться преувеличивать тѣ самыя
тенденціи, которыя придавали его характеру столь много человѣ¬
ческаго очарованія; онъ долженъ былъ постигнуть уроки терпи¬
мости, уроки милосердія, уроки смиренія, и потребовалась цѣлая
жизнь для того, чтобы онъ могъ понять эти добродѣтели во всей
ихъ полнотѣ, какъ подходящія подъ одинъ законъ христіанской
любви. . Такъ, при одномъ случаѣ между апостолами возникъ само¬
любивый споръ касательно того, кто изъ нихъ долженъ быть ббль-
шимъ (Лук. хіх, 49; Марк. іх, 34). Спаситель упрекнулъ ихъ, взявъ
маленькое дитя и говоря какъ въ видѣ утѣшенія, такъ и въ видѣ
укора: ;,кто приметъ одно изъ такихъ дѣтей во имя Мое, тотъ
принимаетъ Меня“ ”). Совѣсть ап. Іоанна повидимому укорила
его, когда онъ выслушалъ этотъ нѣжный и трогательный урокъ,
и, съ ѵ глубокою порывистостью сознался въ томъ, что онъ прини¬
малъ участіе въ дѣйствіи, въ которомъ теперь онъ увидѣлъ за¬
блужденіе. „Наставникъ, сказалъ онъ, мы видѣли человѣка,
который именемъ Твоимъ изгоняетъ бѣсовъ, и запретили ему, по¬
тому что онъ не ходитъ .съ нами“. Это заблужденіе вытекало-изъ-
естественнаго побужденія духовной гордости и исключительности;.»!