Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
506 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. „государсто—это я“. А звѣрь былъ у іудеевъ естественнымъ сим¬
воломъ какъ для языческаго царства, такъ и для его самодержца.
Когда ап. Павелъ былъ избавленъ отъ Нерона или его предста¬
вителя, онъ совершенно естественно говоритъ, что „былъ избав¬
ленъ отъ челюстей львиныхъ" (2 Тим. іѵ, 17; ср. Евр. хі, 33).
Указывая па свою борьбу съ чернью и ея вождями въ Ефесѣ,
онъ говоритъ, что „боролся съ дикими звѣрями" (1 Кор. хѵ, 32).
Когда Марсій объявилъ Агриппѣ I о смерти Тиверія, то заявилъ
ему объ этомъ словами: „левъ умеръ" 2™). Князья, какъ и цар¬
ства, подъ тѣмъ же самымъ- символомъ описываются у ветхозавѣт¬
ныхъ пророковъ (Іезек. хіх, 1—9). Есѳирь, по іудейскимъ леген¬
дамъ, говорила о Ксерксѣ какъ „львѣ". Лактанцій 28°) гово¬
ритъ о Неронѣ какъ іат таіа Ъевііа (столь зломъ звѣрѣ). Но
кромѣ всѣхъ этихъ основаній, дѣлающихъ символъ этотъ столь
понятнымъ, можно принять еще и другое предположеніе. Можно
допустить, что было еще и другое основаніе,—именно то, что
при одномъ случаѣ, который былъ особенно позоренъ даже для
Нерона, онъ переодѣтъ былъ дикимъ звѣремъ и въ этомъ обла¬
ченіи выпущенъ былъ изъ клѣтки и олицетворялъ ярость тигра
и пантеры ІВІ). 3. Этотъ звѣрь языческой державы импетъ десять роговъ, кото¬
рые представляютъ десять главныхъ провинцій императорскаго
Рима 28г). Онъ имѣетъ силу дракона, то есть обладаетъ сатанин¬
скимъ владѣніемъ „князя силы воздушныя". 4. На каждой изъ его головъ имя богохульное. Каждый изъ
семи царей, какъ ни читать ихъ, носилъ богохульное (для іудей¬
скаго слуха) прозваніе Августа (ограото?— поклоняемый), прини¬
малъ апоѳеозу и послѣ смерти назывался сііѵив — божественный,
былъ чествуемъ статуями, украшаемъ божественными свойствами,
привѣтствуемъ божественными титулами и въ нѣкоторыхъ слу¬
чаяхъ ему оказываемо было даже при жизни безусловное бого¬
твореніе храмами и куреніями, особенно въ провинціяхъ Азіи. 5. На догахъ ею было десять діадимъ: извѣстно, что римскіе
проконсулы, какъ уполномоченные императора, пользовались не
малою долею кесарскаго самодержавія и блеска; но— 6. „Имя богохульное" (таково истинное чтеніе) находится
только на головахъ, потому что одинъ только императоръ полу¬
чаетъ божественныя почести и только онъ одинъ носитъ дерзно¬
венный титулъ Аи&ивіив. 7. Одна изъ головъ его какбы смертельно была ранена 283); но
эта смертельная рана исцгълпла. Еслибы можно было еще со¬
мнѣваться, что это указываетъ на насильственную кончину и все¬
обще ? ожидаемое; возвращеніе Нерона или (что для пророческой . ! г ■ ' ѵ. ;