Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
7502 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. I. Флавій произноситъ имъ великую похвалу и приписываетъ окон¬
чательную табель города преступленіямъ, въ которыхъ повинны
были ихъ убійцы *бе). Затѣмъ три съ половиною года соотвѣт¬
ствуютъ дѣйствительной продолжительности осады вмѣстѣ съ тѣми
ужасами, которые предшествовали ей. Съ другой стороны, мы ни¬
чего не знаемъ, чтб соотвѣтствуетъ паденію только десятой части
города или какому либо покаянію со стороны его жителей. Всякое
толкованіе встрѣчается повидимому съ непреодолимыми трудно¬
стями, и ни одной школѣ комментаторовъ не удавалось предста¬
вить какое либо историческое разрѣшеніе. Не служитъ ли это
знакомъ, что тайновидецъ не имѣлъ въ виду какого либо точнаго
соотвѣтствія этимъ символамъ, и что онъ находился только въ-
области духовнаго ожиданія, употребляя вещественные символы
какъ орудія вѣчныхъ началъ? Человѣкъ, постигшій истину, что
„не силою и не могуществомъ, но духомъ Моимъ говоритъ Господь силъ ; тотъ, кто чувствуетъ,, что паденіе зла и окончательное торжество добра имѣетъ за себя несомнѣнность неизбѣжнаго за¬
кона; тотъ, кто ожидаетъ утѣшенія духовнаго Израиля и собранія
всѣхъ народовъ въ стадо единаго Пастыря въ пришествіе Господне,
тотъ быть можетъ скорѣе пойметъ внутренній духъ и смыслъ Апо¬
калипсиса, чѣмъ человѣкъ, слѣдующій всѣмъ мерцающимъ огонь¬
камъ экзегетики, которые столькихъ заводили въ болото соперни-
чествующихъ вымысловъ — отъ дней' Викторина до настоящаго
времени. Часто утверждали, что ап. Іоаннъ, согласно съ общимъ ожи¬
даніемъ, равно какъ и съ выразительнымъ желаніемъ Тита, имѣлъ
въ виду указать на сохраненіе храма. Но онъ не говоритъ этого.
Измѣрительная трость, какъ мы видѣли, могла быть знакомъ на¬
ступающаго разрушенія. Противъ мнѣнія, что ап. Іоаннъ предпо¬
лагалъ сохраненіе храма, имѣется роковой доводъ. Это именно то,
что Спаситель на горѣ Елеонской, въ той самой бесѣдѣ, на ко¬
торую Апокалипсисъ составляетъ пространный и символическій ком¬
ментарій, безъ малѣйшей двусмысленности и въ точномъ согласіи
съ дѣйствительнымъ результатомъ, объявлялъ, что отъ этого храма
не останется камня на камнѣ. Ап. Іоаннъ указываетъ на обра¬
щеніе іудеевъ, а не на освобожденіе Іерусалима. Но все то, чего мы не можемъ понять въ символикѣ ап. Іо¬
анна, относится къ второстепеннымъ и менѣе существеннымъ ча¬
стямъ книги. Это уже подразумѣвается само собою, въ виду того
обстоятельства, что христіанскій міръ былъ не въ состояніи понять
эту символику въ теченіе столькихъ вѣковъ. Но навсегда оста¬
нется болѣе или менѣе сомнительнымъ, имѣлъ ли въ виду ап. Іо¬
аннъ специфическія предсказанія даже въ томъ маломъ отдѣлѣ