Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
70 ПЕРВЫЕ > ДНИ ХРИСТІАНСТВА. шеніе Трои; что онъ не въ силахъ былъ противиться неотвязчи¬
вой мысли совершить нѣчто подобное 118); что въ слѣдующемъ же
послѣ пожара году онъ публично читалъ въ театрѣ поэму подъ
заглавіемъ .Тгоіса и въ ней подъ тонкимъ прикрытіемъ изображался і
именно римскій, пожаръ 1ІЭ), и что какъ разъ передъ своимъ бѣг¬
ствомъ онъ задумывалъ еще разъ поджечь Римъ 1го). Носились
слухи, что когда кто-то говорилъ ему., какъ императоръ Кай
обыкновенно приводилъ изрѣченіе Еврипида:, „когда умру я, то ■
пусть земля вся въ пламени погибнетъ!" то онъ отвѣчалъ: „нѣтъ,
но цусть—когда я еще живъ!" Его обвиняли въ замыслахъ раз¬
рушить Римъ въ тѣхъ видахъ, чтобы на мѣсто его кривыхъ и
узкихъ переулковъ возвести широкія правильныя улицы и одно¬
образныя греческія зданія и такимъ образомъ получить предлогъ
для переименованія города изъ Рима въ Нерополъ. Высказывалось
предположеніе, что при своей болѣзненной жаждѣ къ новымъ
ощущеніямъ онъ вполнѣ былъ способенъ придумать подобное
художественное зрѣлище, которое могло бы пощекотать его из¬
можденное эстетическое чувство и доставить ему живой образъ для
безвкусныхъ контрастовъ его поэмъ. Въ народѣ носились слухи,
что во время самыхъ ужасовъ этого дѣйствительнаго зрѣлища, онъ,
взойдя на башню Меценатову, выражалъ свое удовольствіе при
видѣ того, что онъ называлъ „цвѣтомъ и красотою пламени", и
въ полномъ театрально-сценическомъ одѣяніи воспѣвалъ на своей і
частной сценѣ „взятіе Трои" т). Ходили по городу разсказы, что
всѣ старанія остановить огонь были насильственно останавливаемы,
что видѣли людей, которые подбрасывали горящія; головни подъ
различныя зданія и кричали, что они имѣли на то приказаніе
свыше; что люди даже консульскаго' достоинства видѣли рабовъ
Нерона на ихъ собственныхъ домахъ съ паклей и факелами и не >
смѣли тронуть ихъ; что когда вѣтеръ перемѣнился и пожаръ за¬
тихъ было, то онъ затѣмъ снова поднялся изъ домовъ, прилегав¬
шихъ къ садамъ Нероновой креатуры Тигеллина. Во всякомъ слу¬
чаѣ римляне едвали ошибались предполагая, что Неронъ могъ бы,
гораздо больше сдѣлать, чѣмъ онъ дѣйствительро сдѣлалъ для при¬
нятія мѣръ къ потушенію пожара. У всѣхъ еще было въ памяти,
какъ нѣсколькими годами раньше Клавдій во время пожара, про¬
должавшагося въ теченіе двухъ ночей, сидѣлъ въ маленькой кон¬
торкѣ съ двумя корзинами, наполненными серебромъ, съ цѣлью
поощрять ими пожарныхъ и привлечь содѣйствіе народа и воиновъ.
Неронъ же, при этомъ гораздо болѣе ужасномъ бѣдствіи, ровно
ничего не сдѣлалъ въ этомъ родѣ. Даже если нѣкоторые слухи,
клонившіеся къ обвиненію его. въ прямой виновности въ. этомъ бѢдСТВІИ, ЙО ИМ.Ьтги ігпѵтѵт. п<>пппятгій тміітмЬ ттяитгпгйт мпітет п птл