Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЦАРСТВОВАНІЕ НЕРОНА Ц ПЕРВОЕ ГОНЕНІЕ НА ХРИСТІАНЪ. 69 і; невинныхъ жертвъ; какъ онъ причинилъ смерть своей второй женѣ
Жоппеѣ нанесеніемъ ей пинка, когда она находилась въ интерес¬
номъ положеніи;, какъ послѣ открытія заговора Пизона онъ по-
^ видимому услаждался кровью; какъ онъ приказалъ подвергнуть
смерти Сенеку; какъ казнью Пета Тразеи и Бареи Сорана онъ
• •старался уничтожить послѣднія искры римскаго великодушія и убить
>.■ '^саМую добродѣтель“ ,1К); какъ негодяи въ родѣ Ватинія сдѣлались
лелѣянными любимцами его двора; какъ его царствованіе выро-
'■ дйлось въ одну непрерывную оргію, въ одно и тоже время чудо¬
вищную и пошлую,—входить во всѣ эти подробности намъ, къ
счастью, не представляется надобности. Его позорныя и жестокія
глупости въ Греціи; его злополучное и жалкое паденіе, трагедія
безъ паѳоса и гибель безъ достоинства,—все это можно читать
на страницахъ современныхъ историковъ. Несомнѣнно никто еще
( изъ когда либо жившихъ людей не составлялъ въ теченіе четыр¬
надцати лѣтъ жизни столь мрачнаго и ужаснаго списка пороковъ и
преступленій, какъ этотъ римскій императоръ. Сѣмена безчисленныхъ
■ /пороковъ тайно назрѣвали на почвѣ его природнаго характера, и
необузданный деспотизмъ далъ имъ просторъ для безпрепятственнаго
^ обнаруженія и развитія. Мы остановились на немъ и на его цар-
$Ѵ. ствованіи такъ долго потому, что онъ былъ, такъ сказать, вопло-
‘3 щеніемъ вѣка, былъ въ немъ завершающимъ цвѣткомъ языческаго
> 'І паденія въ то время, когда чистый бутонъ христіанской жизни тихо распускался въ своей красотѣ среди холода и бурь,
теперь мы должны оставить общую исторію его царствованія и
уіі' обратить свое вниманіе на одно событіе, которое привело .его въ
р’ столкновеніе съ христіанскою церковью. Не будь одного страшнаго преступленія, съ которымъ всѣ
древніе писатели связывали имя Нерона, то исторія христіанства
і ■ могла бы совершенно оставить его безъ вниманія. Достаточно
было бы лишь случайно упомянуть о немъ, тѣмъ болѣе, что и самъ
у / сйъ съ своей стороны едва ли могъ много слышать о существо¬
ваніи христіанъ среди громаднаго населенія своей столицы. Этимъ
преступленіемъ было сожженіе Рима, которое, ускоряя эпоху му->
Х^ чёнйчества, привело Нерона въ непосрественное И страшное со¬
прикосновеніе съ церковью Христовой. Былъ ли онъ дѣйствительно виновенъ или нѣтъ въ повелѣніи
произвести этотъ страшный пожаръ, во всякомъ случаѣ несомнѣнно,
^ что4 въ этомъ его сильно подозрѣвали современники и обвиняли
многіе историки его страны 117)-. Извѣстно также, что его мысли
.въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ заняты были воображаемымъ зрѣли¬
щемъ пылающихъ городовъ, что онъ нерѣдко съ завистью говорилъ
-5? о« Пріамѣ;-который-де былъ счастливъ тѣмъ, нто видѣлъ разрут Но <■ й&к і -...І-:'./1.: А; I