Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНІЕ МІРА. 49 о немъ такъ сильно запечатлѣлась въ устрашенномъ воображеніи
.раннихъ христіанъ, что онъ, по своимъ жестокостямъ, своему бого¬
хульству, своимъ безпримѣрнымъ порокомъ, сдѣлался самымъ близ-
•кимъ подобіемъ, какое когда либо видѣлъ міръ, извѣстному „чело¬
вѣку грѣха". Онъ былъ высшимъ воплощеніемъ развращенія и
нечестія, какъ оно стояло предъ лицемъ идеала всего того, что
есть самаго безгрѣшнаго и божественнаго. Противъ Христа онъ
выступилъ какбы въ качествѣ антихриста, какъ человѣко-богъ
языческаго раболѣпства, въ которомъ проявилось высшее порожде¬
ніе языческихъ силъ и языческаго порока. До десятаго года царствованія Нерона христіане имѣли много
основаній быть благодарными властямъ римской имперіи. Правда
ап. Павелъ уже въ то время, когда онъ писалъ изъ Коринѳа
Ѳессалоникійцамъ, видѣлъ въ системѣ римской политики и въ
Клавдіѣ, какъ ея царствующемъ представителѣ, ту „задержку",
того „задерживающаго", которые должны были быть удалены прежде
втораго пришествія Господа 9в); однакоже и самъ апостолъ въ те¬
ченіе своей бурной жизни не разъ находилъ защиту со стороны
законовъ Рима отъ насилія черни. Римскіе градоначальники Ѳес¬
салоники отнеслись къ нему съ человѣколюбіемъ. Отъ разъярен¬
ныхъ іудеевъ въ Коринѳѣ онъ былъ защищенъ высокомѣрною спра¬
ведливостью Галліона. Въ Іерусалимѣ быстрое Вмѣшательство Лизія
Феста защитило его отъ заговоровъ и покушеній синедріона. Въ
Кесаріи онъ обратился съ апнелляціей къ кесарю, какъ къ лучшей
защитѣ отъ неотступной враждебности и ненависти первосвящен¬
ника Ананіи и саддукеевъ. Если мы правильно смотримъ на по¬
слѣдній періодъ его ашзни, то его аппелляція не была напрасной,
и1 онъ послѣдними двумя годами своей миссіонерской дѣятельности
былъ обязанъ безпристрастію римскаго закона. Отсюда и помимо
общаго начала подчиненія признанной власти, онъ имѣлъ особыя
основанія убѣждать римскихъ христіанъ „повиноваться властямъ
предержащимъ" и признавать въ нихъ установленіе Божіе (Рим.
хш, 1 — 7). Съ личнымъ нечестіемъ правителей христіанамъ не
преходилось соприкасаться непосредственно. Конечно, до нихъ
должны были доноситься слухи объ отравленіи Клавдія и Брита-
ника, объ интригахъ Нерона съ Актой, о ею дружбѣ съ негоднымъ
Отономъ, о разводѣ и узаконенномъ убійствѣ Октавіи, объ умерщ¬
вленіи Агриппины и Поплеи, Бурра и Сенеки. До нихъ несомнѣнно
доносились также слухи и о безобразныхъ оргіяхъ, о которыхъ
постыдно даже говорить. Но зная, какъ вся атмосфера худаго об¬
щества вокругъ нихъ была насыщена ложью, они, вѣроятно, выка¬
зывали истинную христіанскую снисходительность, которая надѣется
во всемъ видѣть лучшее, не вмѣняетъ никому зла и не злорад- : иЬлѣл г! ікА