Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
т ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. среди писателей Сенека или Персей доказывали своею личностью:
что добродѣтель еще не совсѣмъ исчезла. Но стоицизмъ/ въ* кото¬
ромъ они > искали для себя опоры противъ ужасовъ й искушеній
той страшной эпохи, оказывался^ крайне несостоятельнымъ въ до¬
ставленіи имъ средства противъ всеобщаго развращенія- Онъ стре¬
мился-’ ■ къ возвеличенію безчувственности, которая не давала дѣй¬
ствительнаго -утѣшенія и &ля; которой 'онъ не представлялъ- над¬
лежащихъ-побужденій. Онъ' стремился- къ подавленію і страстей
столь - неестественнымъ насиліемъ, что вмѣстѣ съ ними 'онъ < сокру¬
шалъ также и- нѣкоторыя* изъ- самыхъ благороднѣйшихъ и Возвы-
шающихъ чувствъ;- Его самоудовлетворенность и исключительность
отталкивали отъ него благороднѣйшія и нѣжнѣйшія1 натуры. Онъ
дѣлалъ порокъ изъ состраданія, которое христіанство поставило
въ число добродѣтелей; онъ воспитывалъ высокомѣріе, которое хри¬
стіанство отвергало какъ грѣхъ. Онъ неспособенъ былъ для дѣла
облагороженія чувствъ, потому что смотрѣлъ на человѣческую при¬
роду въ ея нормальномъ состояніи-1 съ презрительнымъ отвраще¬
ніемъ. Выдающеюся - особенностью его было отчаянное уныніе, ко¬
торое особенно'«дѣлалось замѣтнымъ въ его' наиболѣе искреннихъ
приверженцахъ. Его любимой' тэмой было прославленіе самоубій¬
ства, которое мудрѣйшіе моралисты подвергали жестокому пори¬
цанію'86), но которое, какъ мы уже- видѣли, многіе стоики вос¬
хваляли какъ1 самое вѣрное убѣжище отъ бѣдствія и попранія ^7).
Это была философія, которая правда способна была раздражать
сердца праведнымъ негодованіемъ противъ преступленій и безумствъ"
человѣчества, но которая тщетно старалась устоять и едва ли даже
надѣялась остановить все -болѣе- вздымавшійся приливъ порока и
«бѣдственности. По отношенію къ бѣдственности она не имѣла со¬
жалѣнія; на порокъ она смотрѣла съ безсильнымъ презрѣніемъ.
На Тразею смотрѣли- какъ на античнаго героя за то, что онъ
вышелъ- изъ засѣданія Сената во время обсужденія одного поста¬
новленія, которое свидѣтельствовало о болѣе чѣмъ возмути¬
тельномъ раболѣпствѣ 88). Онъ Способенъ былъ лишь приводить
-своихъ немногихъ послѣдователей къ убѣжденію, что даже для
-тѣхъ, которые обладали всѣми преимуществами знатности и богат¬
ства, ничего не оставалось болѣе, какъ жизнь сокрушающаго уны¬
нія, заканчивавшаяся смертью полнаго отчаянія''89). Но съ другой
стороны въ эту же самую эпоху свв. апостолы Петръ и Павелъ
преподавали въ томъ же самомъ городѣ 'немногимъ іудейскимъ
-бѣднякамъ и немногимъ языческимъ рабамъ ученіе, столь испол¬
ненное надежды и свѣта, что письма, написанныя въ тюрьмѣ
предъ лицемъ мученія И смерти, читались подобно идилліямъ без¬
мятежнаго блаженства и гимнамъ торжествующей радости. Могилы