Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА'.' вая себя : знатокомъ искусствъ,! воображалъ, что онъ придалъ (осо¬
бенное совершенство-ютатуѣ Александра Лизимаха, озолотивъ і ее
съ «головы«.до ногъ.1 Краснорѣчіе, лишенное всякой опредѣленной
цѣли: й употребляемое «почти. исключительно въ- видахъ • лицемѣрнаго,
напыщеннаго,: словоизверженія, все. болѣе вырождалось въ искусство
воснолняаъ -недостатокъ -настоящаго огня хлесткостью,. благозвуч-
ноствюі и -театральной возбужденностью. ‘.-Воспитаніе въ риторикѣ
теперь ; понималось въ-> смыслѣ «воспитанія въ искусствѣ, декламаціи
и ■.словосилетеиія;; которое рѣдко • употреблялось* • для--какихъ -либо
болѣе/ возвышенныхъ. цѣлей! іа* большею частію направлялось къ
тому,! чтобы- ласкательство сдѣлать «.болѣе благовиднымъ или ісамой
низкой, софистикѣ..придать-извѣстную! пряность:7'Драма, даже во
времена Горація; выродилась-уже'въ орудіе выставленія сцениче¬
скаго великолѣпія. или 'замысловатыхъ машинъ. Достоинства, остро¬
умія, паѳоса уже невозможно было ожидать на сценѣ, потому что
драматургъ былъ »затѣненъ гладіаторомъ или . плясуномъ;, по. ка¬
нату ’2)... Самыми великими и популярными-(актерами были панто¬
мимисты, • нахальные успѣхи которыхъ вообще / находились въ иря-
мо пропорціональномъ отношеніи къ ихъ низости 78). И' въ-то
время, какъ безстыдныя представленія . театра развращали нрав¬
ственность всѣхъ классовъ съ самаго ранняго возраста 14),, -сердца
толпы дѣлались жесткими какъ «нижній жерновъ, и звѣрски?бёз-
чувственвыми отъ страшныхъ , зрѣлищъ цирка-,* жестокостей амфи¬
театра и всевозможныхъ звѣрскихъ -оргій 7?:). Августъ, въ прибав¬
ленномъ къ его завѣщанію документѣ, упоминаетъ/ - что/ онъ -вы¬
ставилъ въ театрѣ 8000 гладіаторовъ и 8510 дикихъ’ звѣрей.
Старый воинственный духъ римлянъ вымеръ даже среди золотой
молодежи семействъ, въ которыхъ .отличіе какого бы то ни было
рода могло только навлекать на наиболѣе выдающихся членовъ смер¬
тельное подозрѣніе безотвѣтственныхъ деспотовъ. Тотъ дух<ь,« «ко¬
торый нѣкогда заставлялъ Домиціевъ и Фабіевъ „ услаждаться упоеніемъ
битвы “ на равнинахъ Галліи и въ лѣсахъ Германіи,---теперь пре¬
сыщался созерцаніемъ жалкихъ преступниковъ, сражавшихся' за
свою «жизнь съ медвѣдями и; тиграми, или -отрядовъ- гладіаторовъ,
которые рубили другъ друга въ куски на окровавленномъ «пескѣ
арены ,6). Вялый и изможденный, нѣжный и распущенный - ари¬
стократъ могъ услаждаться, только -внѣшнимъ великолѣпіемъ: и
оживляться грубыми зрѣлищами и кроівъю 71). Такимъ: образомъ
благородныя иллюзіи, * которыми нѣкогда истинное искусство»;ста¬
ралось возвышать и очищать^ страсти, ослаблять ужасъ »и возбуж¬
дать сожалѣніе, теперь исчезли подъ Давленіемъ «реализма «трагедій
до низости ужасныхъ и комедій до невыносимости пошлыхъ. Вну¬
тренній характеръ римской цивилизаціи во времена имперіи можно