Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
II РЖ НСХШШНОЬ СОСТОЯНІЯ МІРА. ■5Т изъ* эпиграммъ Марціала и страшныхъ разсказовъ! Тацита*,!■ Све¬
тонія и Діона Кассія? И однако даже подъ этой ужасающею бездной
есть еіце болѣе глубокая бездна; потому' что даже на мрачныхъ
страницахъ этихъ писателей дѣянія царства сатаны не выступаютъ
для человѣческаго взора съ такимъ наглымъ безстыдствомъ1, какъ
въ: грязныхъ . измышленіяхъ; Иетронія и Апулея. Но останавливаться
на1'преступленіяхъ и послѣдовавшимъ за нимиу въ качествѣ воз¬
мездія, бѣдствіяхъ этого періода, къ счастью не входитъ въ нашу
задачу. Намъ достаточно' только мимоходомъ упомянуть о1-поражаю¬
щихъ въ немъ крайностяхъ огромнаго богатства и жалкой- нищеты,
•о* его безграничномъ самоуслажденіи и страданіи, его грубой без¬
вкусной роскоши, его жадной алчности, его чувствѣ неувѣренности
и страха 41), его апатіи, распутствѣ и жестокости 42); его безна¬
дежномъ фатализмѣ 48), его невыразимомъ уныніи'и -изможденіи 4І),
какъ неизбѣжныхъ слѣдствіяхъ страшныхъ излишествъ въ невѣріи
и въ суевѣріи44): * > •- На самой низкой ступени общественной лѣстницы стояли милліоны
рабовъ, люди безъ, семейства, безъ религіи, безъ собственности,—
люди, которые не имѣли никакихъ признанныхъ правъ и къ ко¬
торымъ никто не имѣлъ какихъ-либо признанныхъ обязанностей,—
люди, обычный порядокъ жизни которыхъ состоялъ въ- томъ, чтобы
отъ грязнаго распутнаго дѣтства переходить къ каторгѣ зрѣлаго
возраста и къ старости, влачимой въ безжалостной заброшенности4<>).
Только немного выше рабовъ стояли нисшіе классы, которые составляли
огромное большинство свободно рожденныхъ обитателей римской импе¬
ріи. По большей части это были нищіе и праздношатающіе,• зна¬
комые съ безобразнѣйшими низостями беззастѣнчиваго лизоблюд¬
ства. Презирая жизнь честной промышленности, они просили только
хлѣба и зрѣлищъ въ, циркѣ, и готовы были поддерживать всякое
правительство, даже самое деспотическое, ёсли только оно удовле¬
творяло имъ въ этой потребности; > тро они проводили въ праздно¬
шатаніи вокругъ форума, или въ униженномъ прозябаніи въ па¬
латахъ своихъ патроновъ, изъ-за милостей-которыхъ они ежедневно
спорили между собой ”). Послѣобѣденное время и вечеръ они про¬
водили въ сплетняхъ въ общественныхъ баняхъ, въ апатичномъ на¬
слажденіи безнравственными играми театра, или съ звѣрскимъ упое¬
ніемъ смотрѣли на кровавыя представленія, арены*. По ночамъ они
удалялись въ свои жалкіе' чердаки на шестомъ и седьмомъ этажахъ
огромныхъ іпзиіае,—ночлежныхъ домовъ Рима, въ которые, какъ
въ самые низкіе ночлежные дома бѣднѣйшя _ъ кварталовъ Лондона,
стекалось все, что только было. самаго жалкаго и порочнаго въ
населеніи48). Ихъ жизнь, какъ она описывается современниками,
большею частію состояла изъ нищенства, распутства и всякаго порока.