Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ИСКАНІЕ ИСТИННАГО, БОГА И ЖАЖДА ВЫСШАГО ОТКРОВЕНІЯ. * *§9 всюду были уже прорыты желобы, "по всему римскому государству
раскинута сѣть каналовъ, .и благовѣстіе Христово могло свободно
разливаться по всѣмъ направленіямъ. Если извѣстны главныя сѣ¬
далища іудейства, то напередъ можно знать и главныя сѣдалища
юнаго христіанства. Повсюду уже проложены были для него пути,
и предназначены были уже средоточные пункты. При этомъ мы не
должны упускать^изъ;вида, что для? христіанской церкви перво¬
начально были полезными и тѣ преимущества, которыми пользова¬
лось іудейство. Пока христіанство было въ глазахъ язычниковъ
іудейской сектой, оно пользовалось вмѣстѣ съ нимъ и всѣми пре¬
имуществами дозволенной религіи. Іудейство было благодѣтельнымъ
прикрытіемъ для юнаго растенія, пока само оно не окрѣпло на¬
столько, чтобы выносить всякія бури. И вотъ поистинѣ наступило исполненіе временъ; древній міръ
былъ готовъ принять христіанство, хотя и неспособенъ былъ самъ
произвесть его изъ себя. Въ Греціи и Римѣ вполнѣ обнаружилось,
что человѣческій духъ могъ произвести своей собственной силой.
Онъ могъ произвесть много великаго и создалъ много, славнаго;
но все это величіе рушилось въ прахъ, вся эта слава поблекла,
и одного только не могъ произвесть изъ себя духъ человѣческій,
именно утишить присущую каждому человѣку тоску о вѣчности,
удовлетворить стремленіе къ Богу. Заключеніемъ язычества въ ре¬
лигіозной области было сознаніе его полной безплодности, полное
отчаяніе въ себѣ самомъ. Человѣкъ не можетъ знать ничего до-
стовѣрпаго-—таковъ былъ окончательный выводъ философіи; раіеі
ехіівк—таковъ былъ результатъ всякаго исканія счастья; само¬
убійство, было послѣднимъ утѣшеніемъ. Но умирая язычество обра¬
щало свои взоры, къ тому новому, которое благоволилъ создать
Богъ. Повсюду грядущее, уже отбрасывало свою тѣнь, вселенскій
характеръ христіанства нашелъ свое прообразованіе во всемірности
римскаго государства, вѣра въ единаго живаго Бога — въ моно¬
теизмѣ, который, благодаря философіи и смѣшенію національныхъ
богов'Ь, пролагалъ себѣ, дорогу все въ болѣе обширные круги на¬
селенія., Внутри, язычества- ясно можно было видѣть стремленіе,
которое шло на встрѣчу христіанству, хотя и совершенно неза¬
висимо отъ него. Повсюду замѣчалось тоскливое исканіе какого-
то таинственнаго озаренія, и вмѣстѣ,съ тѣмъ все болѣе распро¬
странялась увѣренность, что это стремлечі г къ избавленію найдетъ
свое осуществленіе въ Спасителѣ всѣхъ' народовъ и томительные
вопросы .о загробной, жизни разрѣшатся въ проповѣди о Воскрес¬
шемъ. Если гдѣ, то здѣсь именно, такъ сказать осязательно, по¬
знается истина, что все въ исторіи человѣчества развивается по
плану (Ц по , рѣшенію милосердаго Бога и все стремится къ. Тому,